3 года на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
3 года на форуме
3 года на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Мэҥэ+ут, узбеки Мангуты с гаплотипом N1C1
  2137
Мангуты (монг. мангуд — букв. «монголы») — монгольский род участвовавших в походах Чингисхана, представители этого племени, создали свою династию правителей в Бухаре 1756—1920 (с 1785 г. титул — «Эмир»). Название мангут в источниках встречается в различных формах: манкгут, мангхит, мангкит. Возможно, слово мангут происходило от древнего звучания слово "монголы".
Происхождение
На основании данных «Сокровенного сказания» («Тайной истории монголов») и «Алтан дэбтэр» («Золотой книги»), истории официальной, выдержки из которой приводит Рашид ад-Дин, можно проследить историю возникновения мангутов от монгольского рода Борджигин.

От Бодончара, родившегося, согласно монгольскому историку Х. Пэрлээ[2], в 970 году, ведётся фамильный свод Алтан Уруг, Золотого древа, давшего монголам и всему миру Чингисхана.

Сыновьями Бодончара были Хабичи-баатур[3] (У Рашид ад-Дина он назван Бука[4]) и Бааридай, давший начало роду Баарин, в котором родился сподвижник Чингисхана Хорчи. От Джадарадая, приёмного сына Бодончара, пошёл род Джадаран. Из этого рода происходил Джамуха, побратим (анда) и соперник Тэмуджина. От другого приёмного сына Чжоуредая (Буктая) происходит род Чжоуреид.
От Хабичи-баатура родился Мэнэн-Тудун (Дутум-Мэнэн).

У Мэнэн-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-хулэг (Хачи-Кулюк), Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-баатур.

Сыном Хачи-Кулюка был Хайду (У Рашид ад-Дина Хайду назван сыном Дутум-Мэнэна[5]) от которого произошёл Чингизхан.
Сыном Хачина был Ноягидай, от него пошёл род Ноякин.
Сын Хачиу — Барулатай, от него, а также сыновей Хачулы Еке-Барула и Учуган-Барула пошёл род Барулас.
Сыновьями Начин-баатура были Уруудай и Мангутай, основатели родов Урууд и Мангуд.

СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ. Глава «МОНГОЛЬСКИЙ ОБЫДЕННЫЙ ИЗБОРНИК». Раздел I. «РОДОСЛОВНАЯ И ДЕТСТВО ТЕМУЧЖИНА (ЧИНГИСА)». Абзац § 46[6].

Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (noyansiy aburity) и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту Барулас, Тодоен-Барулас и др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились ещё Шичжуудай и Дохолодай.

В XII веке племя мангутов расселялось между борджигинами, кочевавшими по Онону, и близко соседствовало с забайкальскими монголами-баргутами. Некоторые данные говорят о родстве мангутов, барласов, арлатов, бахрин-илингутов, урнаутов, йисутов, конкотанов, суннитов, каркасов, илджитов и урутов.

По другим монгольским этногоническим преданиям[7], племя мангут относилось к древнемонгольской фратрии нирун. Его родоначальником считался, по одним источникам, Мангудай потомок праматери Алан-гоа в шестом поколении, по другим Джаксу из седьмого колена от Алан-гоа[8]. В конце 12-начале 13 века один из предводителей мангутов Хуилдар-сэчэн был побратимом (анда) Чингисхана и командовал его передовыми отрядами, «во все времена… действовал с Чингиз-ханом заодно и оказал ему много содействия»[9]. После гибели Хуилдара в соответствии с его ещё прижизненной просьбой, Чингисхан взял на себя заботу о его семействе[10]. Мангуты во главе с сыном Хуилдара Мункэ-Калджа состояли в левом крыле монгольского войска, воевали в Китае и Иране. По мере образования империи мангуты расселялись по разным улусам. Отдельные их подразделения мигрировали в Дешт-и Кыпчак, где объединили под названием мангытов часть местных кыпчаков и, возможно, гузов. Источники 15 века застают мангытов в междуречье Яика и Эмбы полностью тюркизированными. Район их первоначального кочевания в землях Джучидов неизвестен. Однако судя по известиям об их откочевке за пределы досягаемости армии Тимура в конце 14 века[11], до этого они обитали где-то юго-восточнее.
Внутреннее устройство

Предводители мангутов получили ранг беклиярибека (главного военачальника и командира крыла) при ханах левого крыла Джучиева улуса, что возможно объяснять традицией, шедшей от побратимства Чингисхана и Хуилдара. Этот пост занимали эмир Балтычак, его сын Едигей и потомки Едигея по линии его сына Hyp ад-Дина до начала XVI века. Около 1447 года Ваккас б. Hyp ад-Дин, беклярибек Абулхайра, фактически отделился от ханства левого крыла, превратив юрт в самостоятельное политическое образование[12]. Во второй половине XV века влияние и могущество мангутских белиярбеков (биев) настолько усилилось, что им стало принадлежать решающее слово в выборе кандидатуры хана в государстве Шейбанидов. При бие Саид-Ахмеде (правил в 1520—1548 гг.) подвластное ему владение окончательно превратилось в независимое ханство так называемую Ногайскую Орду[7].

Статус главы мангутов требовал соответствующего терминологического оформления. Однако монголо-джучидская государственная традиция имела весьма неразвитую титулатуру. Знание беклярибека формально являлось обозначением ранга старшего военачальника при хане и не отражало той реальной роли, которую играли Едыге, а затем его преемники во второй половине XV—XVI веках. Не будучи Чингизидами, мангутские лидеры не смели воспользоваться одним из монархических или династических титулов (хан, султан и т. п.). В этих условиях был избран другой путь: использовать в качестве заменителя титула имя первого джучидского беклярибека Ногая, который фактически являлся и соправителем ханов в конце XIII века. По некоторым сведениям, Едыге использовал также тюркский перевод имени «Ногай» («Пес») кычек, и, кроме того, имя другого могущественного беклярибека соправителя Золотой Орды — Мамая[7][13].

Непосредственные наследники Едыге не имели большой власти и влияния, поэтому употребление новоизобретенного титульного прозвища на некоторое время стало неактуальным. Однако после смерти хана Абулхайра (1468 г.), в условиях ослабления центральной власти, распада государства кочевых узбеков и усиления мангытской знати, потомки Едыге восстановили применение термина «ногай». Но теперь он стал относиться не только к бию, но и ко всем его поданным. При этом понятие «ногай» подразумевало, во-первых, не исторического Ногая, который никогда не имел кочевий в Восточной Дешт-и Кыпчаке, а беклярибека Едыге, носившего титул-прозвище «ногай», «кычек». Во-вторых, слово «ногай» стало служить обозначением не только мангытов, но и всего остального населения государства безотносительно к племенной принадлежности. Кочевавшие на территории Юрта мангыты, кунграты, найманы, туркмены и прочие соотносили себя, судя по источникам, со своими племенами («родством»), но одновременно являлись к ногаям. Таким образом, слово «ногай» служило в тот период (последняя треть 15 — первая четверть 16 века) не этнонимом, а «государственным именем», то есть обозначением принадлежности к ногайскому государству[7].

Позднее, при взаимной ассимиляции племен Ногайской Орды, оно превратилось в общее этническое имя народа этого государства. После распада Ногайской Орды те её жители, что переселились на запад, сохранили за собой этноним «ногай» (на Северном Кавказе до настоящего времени). Оставшиеся за Яиком вошли в состав казахского Младшего жуза (и позднее влились в казахский этнос), а также в состав ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Сибири[7]. Потомками мангутов являются ногайцы.
Распространение мангутов

Проникновение и распространение мангутов в Средней Азии связывают с монгольским нашествием. В результате походов Чингис-хана и его потомков, а также миграционных процессов в XIII—XVI вв., мангыты и рода, принявшие их имя, распространились на обширной территории, от реки Днепр на западе до Внутренней Монголии и Бурятии на востоке, от верхнего Поволжья на севере и до северного Афганистана на юге. Род мангут принимали участие в походе Батыя на Русь. Одно из первых упоминаний мангутов в письменных источниках встречается в XII веке.

Однако было отмечено, что монгольские завоеватели нашли здесь местное, автохтонное многочисленное тюркоязычное кочевое и оседлое население. Монголы, выделенные в удел сыновьям Чингис-хана, а также прибывшие туда позже, были рассеяны среди массы покоренных тюркских племен и родов. Господствующая роль монгольских родов определяла престижность их самоназвания, что принималось подчиненными племенами.

Предполагается, что после походов Чингисхана в среднеазиатские степи проникла небольшая часть монголов-мангутов, которые, оказавшись в окружении какой-то группы кипчакских племен, были ассимилированы, но передали им свое название. Вероятно, эти первоначально немногочисленные племена восприняли язык и культуру восточных кипчаков и растворились среди них. Те кипчакские кочевые общины, что расселились на территории, отведенной в юрт (пространство для кочевания) племенам, таким как: мангуты, хонгираты, кереиты и другим приняли по степному обычаю их имя.[14]. Из Восточного Казахстана мангыты, вероятно, в XIII веке проникли в Среднеазиатское междуречье. По преданиям ногаев — потомков мангутов, их предки прежде жили в Бухарии и назывались узбеками[источник не указан 1622 дня]. Приблизительно в 1350-х-1360-х годах значительная часть мангутов вновь вернулась в степи Дашти-кипчака. Позже они стали называться ногаями[7]. Эмиром мангутов в XIV веке был Едигей. По данным автора первой половины XVI века ибн Рузбехана три племени относили к узбекам, в числе которых он упоминает мангутов.[15].

Часть мангутов, смеш
Ответов 35 Написать ответ
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    22 октября 2015  

    Сабитов Ж.М. Баймуханов Н.Б. Y-STR гаплотипы узбеков, уйгуров, таджиков, пуштунов, хазарейцев, моголов из базы данных Family Tree DNA//The Russian Journal of Genetic Genealogy. Volume 7, No 2 (2015). C.20-26.
    K1902 – Узбек из рода мангыт. Село Мангыт. Гиссар. Таджикистан. Гаплогруппа N1c1-F4205.
    K1962 – Узбек из рода мангыт. Село Мангыт. Гиссар. Таджикистан. Гаплогруппа N1c1-F4205.
    K1961 – Узбек из рода мангыт. Село Мангыт. Гиссар. Таджикистан. Гаплогруппа N1c1-F4205.
    240746 – Узбек-Лакай. Из рода бадрахлы, подрода каттемерген, клана алимбаче. Та-джикистан. Гаплогруппа N

    Узбеки и их потомки по прямой муж-ской линии среди других народов. В базах данных Family Tree DNA находится 31 обра-зец, которые относятся к следующим гапло-группам: 
    N1 – 4 образца;
    6. Хазарейцы (8 образцов):N1 – 2 образца;
    https://www.academia.edu/17004570/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%96.%D0%9C._%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%9D.%D0%91._Y-STR_%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D1%83%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D1%83%D0%B9%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D1%83%D1%88%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%B8%D0%B7_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_Family_Tree_DNA_The_Russian_Journal_of_Genetic_Genealogy._Volume_7_No_2_2015_._C.20-26

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    22 октября 2015  

    МАНГИТ

    Последний эмир Бухары Сайид Мир Мухаммад Алимхан (1880-1944) амир Мавераннахра 1910-1920 г. (фото 1911 г) из рода мангит (тук).

    Мангиты (узб. mang'it)-один из родов тюрко-монгольского происхождения участвовавших в походах Чингисхана и позже вошедших в состав ногайцев, казахов, каракалпаков, узбеков и кыргызов. Термин "мангит" в источниках встречается как "манкит", "манкут". Т.Нафасов считает, что мангиты-одно из древних тюркских племён, крупная этническая единица, вошедшая в состав узбекского народа. Мангат-самое древнее название, аффикс "т" на алтайском языке означает сборный. В источниках упоминается, что предки мангитов были монгольскими племенами, проживавшими в Монголии в начале XIII в. В течение XIII в. они обосновались в Дашти Кипчаке. В XIII-XIV в. большая часть мангитов поселилась на территории между Волгой и Уралом. За это время под влиянием кипчаков они забыли свой язык и приняли тюркско-кипчакское наречие. В конце XIV в. создали своё отдельное государство-Мангитскую Орду. В середине XV в. мангиты назывались "ногай" (нугай), а их орда-Ногайской Ордой. В середине XVI в. Ногайская Орда разделилась на Большой Ногай и Малый Ногай. В последующем мангиты из Большого Ногая вошли в этнический состав узбеков, каракалпаков и частично, казахов, и в XVI в. переселились на территорию Узбекистана. Под культурным влиянием местных тюркских народностей, издавна проживавших в Мавераннахре и занимавшихся земледелием, часть мангитов постепенно осела, другая их часть в конце XIX-начале XX в. вела полукочевой образ жизни, занималась животноводством. В начале XVI в. во время перемещения Шейбанихана с узбекскими родами на юг в их составе были и мангиты. Об этом Мухаммад Салих пишет: "Было много воинов, Хаджи Гоги был из мангитского рода. Здесь было 4000 узбеков, все родственники между собой. Среди них были кунгираты, мангиты, дурманы, ушуны и уйраты". В основном мангиты обосновались в Зарафшанской долине, частично в Хорезмском ханстве, Каршинской степи, Чарджоуской области на левом берегу Амударьи. Самыми большими мангитскими племенами были: ок мангит, тук мангит, кора мангит, оч мангит, чала мангит, бойгунди мангит, темир ходжа, шобий, гавлак, куса, тоз, карабайир, бакирчи, кула, тамгали мангит, казах, уникки, чукай, галабатыр, бешкал, чебакчик, уз, увамий. По состоянию на 1924 г., на территории Узбекистана проживало более 130 тыс. мангитов. Из них около 100 тыс. жили на территории Бухарского эмирата: в Бухарском оазисе и в округе Карши-44 тыс., в низовьях Зарафшана-8 тыс., в среднем течении Зарафшана-10 тыс., в округе Джизака-2600 и в Хорезме-10 тыс. Часть мангытов проживают в Араванском районе Оша. Кроме того, в Чарджоуском районе Туркмении проживало 11 тыс.мангитов, занимались разведением каракульских овец и земледелием. У них было развито и ручное ремесленничество (ковроделие, ткачество разноцветных тканей, бязи, алачи, калами и др.). Ковер мангитов-жулхирс был очень знаменит.

    В «Сокровенном сказании» (Тайной истории монголов) и «Алтан дэбтэр» (Золотой книги), истории официальной, выдержки из которой приводит Рашид ад-Дин, можно проследить историю возникновения мангытов от монгольского рода Борджигин. От Бодончара, родившегося, согласно монгольскому историку Х.Пэрлээ в 970 году, ведётся фамильный свод Алтан Уруг, Золотого древа, давшего монголам и всему миру Чингисхана. От Хабичи-баатура родился Мэнэн-Тудун (Дутум-Мэнэн). У Мэнэн-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-хулэг (Хачи-Кулюк), Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-баатур.

    Сыном Хачи-Кулюка был Хайду (у Рашид ад-Дина Хайду назван сыном Дутум-Мэнэна) от которого произошёл Чингизхан.

    Сыном Хачина был Ноягидай, от него пошёл род Ноякин.

    Сын Хачиу-Барулатай, от него, а также сыновей Хачулы Еке-Барула и Учуган-Барула пошёл род Барулас.

    Сыновьями Начин-баатура были Уруудай и Мангутай, основатели родов Урууд и Мангуд.

    Сокровенное сказание. Глава "Монгольский обыденный изборник". Раздел I. "Родословная и детство Темучжина (Чингисхана)". Абзац §46. Сыновья Начин-Баатура назывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. По мере образования Монгольской империи мангуты расселялись по разным улусам. Отдельные их подразделения мигрировали в Дашти Кипчак, где объединили под названием мангытов часть местных кипчаков и, возможно гузов. При Бие Саид Ахмаде (правил в 1520-1548 г.) подвластное ему владение превратилось в независимое ханство Ногайскую Орду. Слово «ногай» стало служить обозначением не только мангытов, но и всего остального населения государства безотносительно к племенной принадлежности. После распада Ногайской Орды те её жители, что переселились на запад, сохранили за собой этноним «ногай» (на Сев. Кавказе до настоящего времени). Оставшиеся за Яиком вошли в состав казахского Младшего жуза (и позднее влились в казахский этнос), а также в состав ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Сибири. Предполагается, что после походов Чингисхана в среднеазиатские степи проникла небольшая часть монголов-мангутов, которые, оказавшись в окружении какой-то группы кипчакских племён, были ассимилированы, но передали им свое название. Мангыты в составе каракалпаковов делились на 19 родов. Узбекские амиры из племени мангыт создали свою династию эмиров Бухары (1756-1920 г.), сменившую династию Аштарханидов. Старшим родом узбеков в Бухарском ханстве считался Мангыт; из отделения которого Тук происходила царствующая династия, кроме того, этот род пользовался привилегиями. Основателем этой династии был простой узбек из рода мангыт Рахимбий (1747-1758) который, убив хана Абулфайзхана, стал править Бухарским ханством с титулом аталыка, а потом в 1756 году принявший титул хана. Династия Мангытов просуществовала до 1920 г, когда была свергнута в результате революции. Бухарские мангыты говорили на кипчакском диалекте узбекского языка. Узбекское племя мангытов делилось на следующие рода: тук мангыты (входят: султан, кузы кучкар, кукалдор, карасар); тимур ходжа, баурдак-мангыт, уч уруг мангыты (их деления: исабай, купак, бай деганди); кара мангыт: (их деления: чауки, ун икки, куса, бакирчи, кула тамгали, парча, кара, таза, пиш кул). Два представителя племени мангыт из Западной Монголии были протестированы на гаплогруппу N1c Y-хромосомы ДНК. Один оказался представителем гаплогруппы N1c. Другой оказался не принадлежащим к гаплогруппе N1c.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    22 октября 2015  

    Последний бухарский эмир Сейид Алим-хан (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1911)
    image

    Имхо: Носители гаплотипа N1C1 были задолго до вторжения ЧХ на запад, так себя всегда и называли МЭҤЭ.

    0
  • таке
    28 октября 2015  

    Сыновьями Бодончара были Хабичи-баатур[3] (У Рашид ад-Дина он назван Бука[4]) и Бааридай, давший начало роду Баарин, в котором родился сподвижник Чингисхана Хорчи. От Джадарадая, приёмного сына Бодончара, пошёл род Джадаран. Из этого рода происходил Джамуха, побратим (анда) и соперник Тэмуджина. От другого приёмного сына Чжоуредая (Буктая) происходит род Чжоуреид.
    От Хабичи-баатура родился Мэнэн-Тудун (Дутум-Мэнэн).
    Джадар-Адая можно вычленить название тюркского рода Адай ,дальше Жебе сподвижник Шынгыс-Хана ,тоже был из рода Джигордо-Адая.Вы пишите историю монголов ,но везде сплошной тюркизм.Джамуха происходит из рода без буквы (Д) ,Жары это самый многочисленный подрод рода Адай (Теперь сопоставьте названия родов Джадарадая и Жары-Адай практический одно и тоже ).Мангыты ,правильно говорит Саксак , жили и кочевали на реке Эмба,там есть даже аул под названием Оймаут.Это Байганинский район,Актюбинской области ,они там зимовали (Кистау),после летней (жайляу) кочевки.Но ,они тюрки по происхождению и всегда ими были.Ногайские рода тоже живут в Казахстане, в частности ЗК в городе Уральск ,большая часть народа проживают на Кавказе ,тоже тюрки. Как бы вы не хотели спрятать их ,вот кто-то например пишете про якобы монгольский род Ек!-Меркит,но они тюрки и живут в Башкирии.Даже слово "Ек1" переводится как цифра 2-а Меркита,я спрашиваю где загадочные монголы,до которых только притронешься сразу начинают всплывать тюркские слова.Тюркский языки спрятать не возможно, как-бы вы не пытались.Не когда монголы не управляли тюрками,они не не допустили бы этого.Если бы,они действительно были монголами,их перебили бы сразу .Там проживают как раз самые воинственные рода .Которые с иранцами, кавказцами,русскими и казаками практический всю жизнь воюют,с детских лет приучены к боевым действиям. Пишут ,что к роду Мангыт,относится к род Конырат ,это тюркский род .Я где-то уже писал ,что современная наука по определению ДНК пишут,в результате многочисленных исследование и изучении выявлено ,что род Адай и род Конырат примерно 10 000 лет назад имели одного предка.Что получается ,для того чтобы писать историю казахов и многих тюркских народов не надо читать европейские книги ,просто надо посмотреть в родословную(шежре),где все практический указано ,кто от кого произошел.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      29 октября 2015  

      Гаплогруппы и гаплотипы 50-ти каракалпаков
      Ж.М. Сабитов Б.С. Дәулет

      The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия): Том 4, №1, 2012 год ISSN: 1920-2997 http://ru.rjgg.org © Все права защищены ___________________________________________________________ Принята 12 марта 2012; опубликована 24 марта 2012 Связаться с автором по email: babasan@yandex.ru
      Абстракт
      Очень часто этногенез каракалпаков связывают с Черными Клобуками 12 века (каракалпак - «черная шапка»). По нашему мнению, это абсолютно не соответствует действительности. Этногенез каракалпаков связан напрямую с этногенезом кочевого населения Золотой Орды.
      Каракалпаки, по данным из шежире, со-стоят из двух крупных частей (арысов): кон-град и он торт уру. Конград является кара-калпакским названием монгольского племени хунгират. «Он торт уру» переводится как «14 племен». Конграды делятся на две части: жа-унгыр и шуллук. В состав жаунгыров входят такие племена, как теристамгалы, баканлы шежейли, тиекли, ыргаклы, баймаклы, каза-яклы, уйгур. В состав шуллуков входят такие племена как кият, ашамайлы, колдаулы, кос-тамгалы, балгалы, кандекли, кара мойын, муйтен. В состав «он торт уру» входят две группы: китай-кипчак и кенегес-мангыт. Ки-тай-кипчаки делятся на китаев и кипчаков. В состав кипчаков входят племена канлы. Кене-гес-мангыт также делится на мангытов и кене-гесов [2, 37].

      В анонимном «Сокращенном изложении истории калмыцких ханов» говорится, что Хо-Урлюк «не доходя до реки Урал (Зай) покорил ембойлуковских татар, кочевавших при реке Эмбе, а за Яиком народы Ногай, Хатай-кипчак, Етисан». Под Джембойлуками В.В. Трепавлов подразумевает Алтыульскую орду [5, 133]. Видимо китай-кипчаки вошли в со-став каракалпаков позже мангытов, которые уже в начале 1600-х назывались каракалпа-ками. 2. Согласно легенде, записанной Т.А. Жданко, во времена казахского хана Таукеля или Тауке существовало каракалпакское хан-ство, во главе которого был хан из казахских царевичей – Батыр, сын Таукеля. Оно сущест-вовало в районе Улытау, что осталось в памя-ти каракалпакских китаев в их уране «Улу-тау» [2, 39-40]. 3. По легенде племя бессары у каракал-пакских китаев произошло от Орус бия, пра-вителя Ногайской Орды. Когда каракалпаки переселились на Улытау, предок этого племе-ни оказался там же [2, 44]. Также есть леген-ды о происхождении рода манжули среди ки-таев от Асан-кайгы. Его потомок Манжи-бий был отцом Кара-шейха и Сары-шейха, кото-рых направил Таукель-хан к каракалпакам проповедовать ислам [2, 44]. Отмечается ино-родное происхождение родов кырк, аралбай [2, 44-45]. Кроме того, рода кайшылы и каза-кяклы происходят также от двух других про-поведников ислама среди каракалпаков: Бай-булат - родоначальник рода кайшылы, а его двоюродный брат Сунак, - родоначальник ро-да казаяклы [2, 41]. С этой точки зрения бу-дет интересно сравнить результаты тестиро-вания родов казаяклы у каракалпаков (гапло-группа R2) с результатами представителей ка-захского рода сунак, которые также восходят по генеалогии к проповеднику ислама Сунаку. 4. Каракалпакский бий Санг-мурын из ро-да кипшак, жил во времена хана Жанибека в Крыму. Он возглавил уход от Жанибека в Туркмению («Ашхабад»), а затем в Туркестан [2, 46]. Как известно, Джанибек-гирей правил Крымом в 1620-х годах. Тогда, вполне воз-можно, и произошел переход этой группы кипшаков из Крыма в Казахстан. Рода майлыбалта, жадик и салтыр, относящиеся к кипша-кам, происходят от Толыбая, приемного сына Санг-мурына [2, 47]. 5. Муйтены среди каракалпаков происхо-дят от двух братьев, Барши и Байлара, кото-рых воспитала дочь Ишим-хана - Акшолпан [2, 54]. Есть два варианта, кем был этот Ишим-хан. Либо Ишим-хан казахский, либо Ишим-хан, сын Кучума. В связи с тем, что позже потомки Ишима, сына Кучума, правили среди каракалпаков, вполне можно предпо-ложить, что Акшолпан была дочерью второго Ишима. 6. Племена уш бас и бес туркмен являются потомками Жадика, сына туркмена и пленной туркменки, родившегося среди каракалпак-ского племени ашамайлы [2, 57]. 7. В 1740 году среди каракалпаков были следующие племена: китай, кунграт, кенегес-мангыт, кипчак, усюн, джабы, кият [3, 208]. Таким образом, джабы стали кипчаками поз-же, как и кияты, и муйтены. Кияты, безуслов-но, являются самостоятельным племенем, ко-торое позже было включено в состав арыса Конграт. Среди современных каракалпаков, род усюн не фиксируется. 8. В 1748 году каракалпакские жалаиры, числом 1500 кибиток, перешли к своим казах-ским сородичам - жалаирам [3, 220]. Вполне возможно, что они составили основу жалаи-ров-сырманаковцев, так как среди них мы встречаем такие названия, как балгалы и кайшылы, которые также встречаются среди каракалпакских родов. Кроме того, род кара-калпак есть и в составе бирманаков, третьего подразделения жалаиров [1, 218] В состав рода каракалпак входят кенегес и мангыт [1, 330]. 9. Также стоит отметить, что часть кара-калпаков не имели кровного родства с раз-личными каракалпакскими родами и происхо-дили от хивинских пленников - иранцев, ставших свободными с вхождением каракал-паков в состав Российской Империи и т.д. Т.А. Жданко отмечала их резкое антропо-логическое отличие и замечала, что они брали для себя род своего владельца, так появились таза-канглы (новые канглы – потомки плен-ников). Такие же элементы Т.А. Жданко отме-чала и среди кенегесов и аралбаев.

      10. Также существующий род алип нукус среди кенегесов, скорее всего, был отдель-ным родом нукус, который потом вошел в со-став кенегесов. Как отмечала Т.А. Жданко: «нукусы считали себя узбеками, но большин-ство каракалпакских информаторов их вклю-чали в состав кенегесов» [2, 37]. Слишком малое количество тестированных не позволяет с большой точностью говорить о том, какой гаплотип и какая гаплогруппа пре-обладает у разных каракалпакских родов. Таблица 1, с информацией о тестированных, представлена в Приложении. Но, несмотря на малое количество тести-рованных, мы, на основе данных 50 первых каракалпаков, можем предположить некото-рые гипотезы: 1. Гаплогруппа N1c1 среди клана колдаулы (относящегося к конгратам) является гапло-группой основателя данного клана, об этом свидетельствует генеалогическая схема, запи-санная Т.А. Жданко [2, 59]. Так как у Жаман конграта и Бес кемпира общий предок Кол-даулы и их гаплогруппы совпадают, а гапло-типы близки. Также мы знаем гаплогруппы и гаплотипы других ветвей Колдаулы (Калмак, Карасирак, Шулжуит, Калкаман), но из-за от-сутствия знания их генеалогии Колдаулы, мы не можем их разместить на генеалогической схеме. Калмак, по всей видимости, происхо-дит от другой ветви сыновей Колдаулы. 2. Кроме трех гаплотипов рода колдаулы, гаплогруппа N1c1 встречается только у Арык Кипшака.

      Далее идут другие гаплогруппы. Можете посмотреть здесь.

      Мой вывод: Всё таки по гаплотипу N1C1 можно предположить, что этногенез каракалпаков не зря связывают с Черными Клобуками с конца XI века (каракалпак - «черная шапка»).

      Цитата:
      Чёрные клобуки́ (укр. Чорні Клобуки «чёрные шапки», тюрк. каракалпак — «чёрный колпак»[1]) — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века.

      Впервые название «чёрные клобуки» было упомянуто в Ипатьевской летописи в 1146 году, в последний раз — в 1193 году. По сообщению летописи, в состав чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Также по одному разу летопись упоминает турпеев (1150) и каепичей (1160). Последнее упоминание тюркских вассалов киевских князей в летописи относится к 1235 году и касается торков.

      0
    • сака
      16 октября  

      таке, Как бы вы не хотели спрятать их ,вот кто-то например пишете про якобы монгольский род Ек!-Меркит,но они тюрки и живут в Башкирии.Даже слово "Ек1" переводится как цифра 2-а
      Может Yaka Merkit? Сака-Меркит. Держава ЧХ называлсь Yaka Mogol Ulus.

      0
    • сака
      16 октября  

      таке, Как бы вы не хотели спрятать их ,вот кто-то например пишете про якобы монгольский род Ек!-Меркит,но они тюрки и живут в Башкирии.Даже слово "Ек1" переводится как цифра 2-а
      Может Yaka Merkit? Сака-Меркит. Держава ЧХ называлсь Yaka Mogol Ulus.

      0
      • таке
        19 октября  

        сака, Ты наверное чего-то обкурился ,где я утверждал,что Еки-Меркит это монгольское племя? Бред собачий!

        0
  • таке
    30 октября 2015  

    В принципе здесь идет речь про Каракалпаков ,точнее род Конрат,так сказать эти края не сильно изучены и спорить или доказывать не могу.Да там целый сплав родов,знаю что до установления Советской власти эти земли принадлежали казахам.В частности эти земли принадлежали роду Адай , затем эти земли отошли Узбекам.
    5. Муйтены среди каракалпаков происхо-дят от двух братьев, Барши и Байлара, кото-рых воспитала дочь Ишим-хана - Акшолпан [2, 54].
    Где-то я читал,что именно род Муйтен (в европейском созвучии Митани) причастен к установлению минойской цивилизации,которую затем унаследовали греки.Женщина доктор исторических наук из РАН не помню фамилии,научным путем доказала что антропологические данные взятые из этих мест захоронения.Совпадают и являются идентичными костям захороненных в разных местах мира.Если это новость касалась европейских народов,то сейчас стоял бы бум на ТВ и СМИ,а тут какие-то каракалпаки.

    0
    • Синхрофазотрон
      30 октября 2015  

      не мэнэ,а мээнэ типа слишком.

      0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      1 ноября 2015  

      таке, вот из другого топа..

      Цитата:
      Сах Сармат, эвено-тунгусы появились после возвышения чжурчженей, а это Х век н.э. И шли по тропам уже изведанным за много тысячелетий до них, охотниками-урааҥхайцами.

      Натхан, возможно гаплотип С2М407 был распространен по всему Дальнему Востоку задолго до Эллэйэ (он вернулся на Землю Обетованную, возможно из-за религиозной войны между таҥараистами и исламистами, по настоянию отца), казахский историк Жаксылык Сабитов их рассматривает в своих исследованиях.

      Цитата:
      Как писал Н.Э. Масанов, происхождение коныратов традиционно связывается с монгольским племенем хонкират (унгират, кунгират, конграт) [12, 170]. Как известно, кунгираты входили в состав дарлекинов [13, 152], то есть не были родственны по прямой мужской линии нирунам, у которых распространен starcluster, относящийся к субкладу С2-F4002 [2] [14], при этом этот субклад очень далек от доминирующего среди казахских коныратов субклада С2-М407 [3] [18]. Из рода кунгират происходили мать (Оэлун из подрода олхонут) [13, 164] и жена Чингиз-хана – Бортэ, мать его старших четырех сыновей [13, 162]. Как известно, кунгираты и родственные им рода происходили от трех братьев. От старшего Джурлук-мергена происходили собственно кунгираты, от среднего брата Кубай-Ширэ происходили подроды икирас и олхонут, а от младшего брата Тусубу Дауда происходили подроды каранут и кунклиут [13, 161]. А из подрода кунклиут происходят кланы куралас и элджигин [13, 164]. Сальджидай-гурген, сын Булагана, из-вестный эмир Золотой орды конца XIII века, дед со стороны матери золотоордынского хана Тохты, был из рода кунгират и был потом-ком одного из братьев Бортэ [13, 162]. Нангудай, знаменитый эмир хана Узбека был также из рода кунгират [20, 128], которого фиксировал Ибн Баттута в 1330-ых годах [10, 221]. Согласно письменным источникам Нангудай погиб около 1359 года [11, 255]


      В недавней публикации М. Кармин и соавторов [1] были проанализированы девять бурятских образцов, относящиеся к гаплогруппе С2-М407. Было найдено общих 83 SNP-маркера у этих девяти бурятов. К сожалению, казахские коныраты еще не изучены с помощью тестов полного или частичного сиквенса Y-хромосомы (Full Y или BigY). По мнению Дмитрия Адамова (устная консультация): «большое генетическое расстояние между исследуемыми популяциями видно сразу. Время жизни первого общего предка (TMRCA) коныратов и бурятов С2-М407 по 67-маркерным гаплотипам (один бурят и четыре конырата), по линейному методу составляет около 3300 лет, по МВП – около 5000 лет. Разброс большой, так как мало данных. Но в любом случае родство между бурятами С2-М407 и казахскими коныратами весьма отдаленное».
      http://www.academia.edu/13610495/%D0%9A_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_The_Russian_Journal_of_Genetic_Genealogy._Volume_7_No_2_2015_._C.7-13

      Адамов уверен, что род С2 М402 древний, а Натхан говорит, что этот гаплотип второй по количеству (а это 12-15%) у мужского населения Якутии, гаплотип С2 М407 Старкластер -предковые линии для монголов Чингизидов.

      Это видение генетиков, доказывает, что я на правильном пути в исследовании древних Урааҥхайцев - как охотников за мамонтами, которые были первыми людьми, кому удалось одомашнить древних лошадей.

      0
  • таке
    2 ноября 2015  

    Саксаксак. Неужели ты веришь в эту ерунду,что существуют казахские конраты и монгольские конраты.У них должны быть тамга-рода и родословная шежире,после чего все станет на свой места.Это "утка" для начинающих любителей историков,такого не может в природе,чтобы род с одинаковым названием принадлежал разным народам. Гипотетический возможно,например один человек берет на воспитание маленького ребенка,при этом оставляет название его рода.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      2 ноября 2015  

      таке, это не утка, а генетика.
      Шежире-арабское слово.
      По сака-тюркски родословная должна звучать УДЬУОР=род, происхождение.

      0
      • таке
        2 ноября 2015  

        саксаксак, Здесь наши взгляды кардинально расходятся ,Шежре перевод с казахского " Родословная" и арабский язык тут не причем и нечего общего не имеет с этим словом. Арабский язык на казахов ,оказал влияние только через ислам ,они не когда не завоёвывали казахов.А на счет генетики ,тут тоже можно поспорить.Еще раз повторяю ,не может один и тот же род ,быть одновременно у 2-х разных народов. Пусть покажут тамгу монгольского рода Конрад ,если так они настаивают и тогда будет ясно.Есть такой вариант,сейчас приезжают казах из Туркмении их называют Туркменами,Каракалпакии соответственно каракалпаками,Узбекистана -узбеками,России-русскими,из Монголии -монголами.Я уже писал что 40 казахский родов (Алшинов) Западного Казахстана ,принимали участие в коронации Шынгыс-хана на реке Керулен, возможно их называют монголами (Мэнге-ель).

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          3 ноября 2015  

          таке, когда ваши предки приняли ислам, у них автоматически стала стираться память заложенная предками признававших Таҥара, чужие слова на генетическом уровне меняют ментал народа. Древние пророки это хорошо знали, стараясь привить новую религию.
          Шежере́ (также шэжэрэ́; башк. шәжәрә от араб. شجرة‎‎ — букв. дерево)

          0
          • таке
            3 ноября 2015  

            саксаксак, Не понял это ,что оскорбление моих предков ? Надо быть осторожным при выборе слов,по поводу стирания памяти.Откуда у Арабов ,может быть дерево, у них пустыни кругом и одни пальмы. Даже спустя 12 веков назад предки хотя и приняли ислам , сегодняшние казахи до сих пор соблюдают традиции язычества.Для информации ,среди народов Средней и Центральной Азии исповедующих ислам ,так вот казахи среди этих народов , не отличаются приверженностью к исламу.Однако здесь нечего ,такого унизительного или позорного нет ,в те времена была историческая необходимость.В дальнейшем казахи ,конечно освоились и приняли новую религию.Наш язык древнее арабского ,не которые родословные ведут свой род от Яфета (Апет).Тогда откуда родословная может происходит от арабского слова "шеджре",это самое настоящее тюркское слово и переводится действительно как дерево.Казахи ,впервые ислам стали принимать от паломников ,через такие рода как кожа, ситуация в степи сложилась таким образом жители крупных населенных пунктов придерживались новой религии ,а во время летнего жайляу -кочевки , забывали и становились обычными язычниками.В дальнейшем во времена царизма , из-за того что казахи постоянно нападали и грабили их города .Решили навязать кочевникам ислам, уже через татарских муфтиев. Кстати ,именно тюрки передали Европе и остальному миру ,как вести и составлять родословную в виде дерево,где каждая ветвь и лист представляло собой отделившуюся семью или род.

            0
      • таке
        4 ноября 2015  

        саксаксак, У казаха когда спрашивают,какого он рода (Ель или РУУ) ,он отвечает мен!м Руум- и дальше перечисляет имена всех предков по мужской линии до седьмого колена.

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          5 ноября 2015  

          таке, У sakha УРУУ=РУУ тоже говорят. Поэтому РУСАК=РУУ САК-родственник Сака. РУУ УУС=РУС-родственное племя.
          Я не оскорбляю ваших предков, а констатирую факт-когда предки Таҥараистов (а это все тюркоговорящие Западной Евразии) приняли ислам, у них автоматически стала стираться память заложенная предками признававших Таҥара, чужой язык в некотором роде способствует смене ментала народа. Вы же Коран читаете на арабском языке и переводить его не разрешается, в отличие от Библии.

          0
          • таке
            5 ноября 2015  

            саксаксак, Первоначально Библия была на греческом,потом ее перевели на русский.На этой религиозной почве была страшная братоубийственная война среди славян.

            0
  • offen
    3 ноября 2015  

    Чингисхан был побочным сыном меркита-бедняка. От него унаследовал свой гаплотип N1c1.

    0
    • таке
      4 ноября 2015  

      offen, Разве у него гаплотип не C3,как утверждают все историки .Даже этот ген ,они называют "Монгольский кластер".

      0
      • nathan
        4 ноября 2015  

        таке, У Чингисхана как и у якутов гаплотип С3d M407. Предковая C3b- P39 (P39) Встречается у носителей языков на-дене в Северной Америке.

        0
      • offen
        5 ноября 2015  

        Таке, среди Саха было много хамначчитов с монгольскими гаплотипами.

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          5 ноября 2015  

          offen, ЧХ завоевал и уничтожил Чжурчженское царство.

          Цитата:
          Чжурчжэни (чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи, кит. трад. 女眞, упр. 女真, пиньинь: nǚzhēn) — племена, населявшие в X—XV вв. территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. Говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы. Крупнейшее государство чжурчжэней существовало с 1115 год по 1234 год.
          Чжурчжэнями, начиная с X века, стали называть происходившие от хэйшуй мохэ племена, расселившиеся по территории Северной Маньчжурии и на опустевших в значительной степени после киданьского завоевания бохайских землях.
          В первой половине X века часть чжурчжэней была переселена киданями на юг Маньчжурии. Эти чжурчжэни были подданными империи Ляо и назывались "мирными" или "цивилизованными" чжурчжэнями. Чжурчжэни, обитавшие на обширных землях на восток и северо-восток от реки Сунгари, назывались "дикими" или "непокорными" чжурчжэнями. Их обязанности в отношении империи Ляо ограничивались присылкой посольств с данью. Кидани редко и в большинстве случаев без особого успеха вторгались в их земли. Дань, которую должны были поставлять киданям племена Маньчжурии, Приморья и Приамурья, состояла из лошадей и скота, пушнины, тканей, драгоценностей, лекарственных растений. Особенно ценились охотничьи соколы "хайдунцин", за которыми по требованию киданей чжурчжэни регулярно совершали походы в земли племен Пяти владений (по-китайски "У-го") - также потомков хэйшуй мохэ, обитавших в низовьях Сунгари, Уссури и прилегающей к ним долине Амура.
          Со второй половины XI века усилился процесс объединения чжурчжэньских племен вокруг племени Ваньянь. Вожди этого племени, относившиеся к роду Ваньянь, постепенно объединили все племена чжурчжэней. Новый племенной союз был готов к свержению киданьского владычества.
          Это произошло в годы правления чжурчжэньского вождя Агуды (1113 – 1123 гг.). Агуда проявил себя талантливым полководцем. Это укрепило его военный и политический авторитет. В 1115 г. он провозгласил создание Золотой империи чжурчжэней (по-китайски - Цзинь) и принял титул императора. В течение последующих десяти лет чжурчжэни окончательно разбили киданей и захватили все их владения. После этой победы чжурчжэни обратили свои взоры на Китай.
          В результате многолетних войн весь Северный Китай был покорен, а его население было обложено тяжелыми податями. Интересы чжурчжэньской знати сосредоточились на эксплуатации населения Северного Китая, туда же, в район современного Пекина была перенесена главная столица империи. Чжурчжэни в большом количестве переселялись в Северный Китай. Территория Приморья в середине XII века оказалась далекой окраиной Золотой империи. Как сообщала “Цзинь ши” (“История империи Цзинь”, сост. в 1345 г.), здесь, на крайнем северо-востоке обитали "дикие люди удэгай". Это первое упоминание о непосредственных предках одного из современных малочисленных народов Дальнего Востока - удэгейцах.
          В период расцвета чжурчжэньская империя занимала всю Маньчжурию, южную часть Дальнего Востока России, часть Северной Кореи, большинство территории Северного Китая. Около 87% населения страны составляли китайцы, только 10% чжурчжэни и лишь 3% приходились на другие народы. Завоеватели чжурчжэни частично перенимали культуру завоеванных китайцев, строили крупные города, в которых воздвигали пышные дворцы и храмы. Города становились центрами ремесла, торговли, идеологии, многонациональной культуры.


          Монгольско-цзиньская война (кит. упр. 蒙金战争, пиньинь: Měng jīn zhàn zhēng, 1211—1234) — война между Монгольской империей и чжурчжэньским государством Цзинь, завершившееся разгромом Цзиньской державы и установлением монгольского контроля над территорией современного северного Китая. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1567278

          0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    3 ноября 2015  

    Махсат Алпысбес. Шежире казахов: источники и традиции http://e-history.kz/media/upload/55/2013/11/14/153a98314cc9f051e401501cc99e933a.pdf

    0
  • Тор
    30 ноября  

    Марийцы -мере и меркиты- мерке N1 c1 и n1b время разделения 1500 лет Времена переселения народов и Начало Волжской Булгарии Язык Угорский, а не тюркский! У мари все князья были рода Ток Ашин а тисте-тамга четырехзубые вилы -ТУЛА что в переводе на русский язык значит ОГОНЬ и поклонялись в древности Керемет-Тора небесному змею-волку-белому старцу перелетабщему с горы (Кур) на гору или с священного дерева на свещенное дерево Я и сам из рода Токта Бека

    0
  • Тор
    30 ноября  

    Извините что влез

    0
  • кас
    30 ноября  

    https://youtu.be/IALydNcwysw - когда - качон - хаһан , где -хаерда - ханна - хая оттүгэр .

    https://youtu.be/t8De0_s-Pvc - где платить ? - Хайрда толөнади ? - Хай сиргэ төленэрий ?

    дайте мне кило яблок - Менга бир кило олма берин - Миэхэ бир килэ дьаблоката биэрин.

    Сколько мне платить ? - ханча толасым керех ? - хаһы төлүүрүм кэрэх (эниэхэ кэрэ буолуой ) :-)?

    Когда у вас будет живая рыба ? - Сотувда тирик балык качон болады ? - Эһиэхэ тыннаах балык хаһан бар буолуой ?

    https://youtu.be/QLVhIqa9iE4 - названия частей тела -

    0
    • садык.каз.2017
      1 декабря  

      кас, что ты везде вставляешь свой "х"?Все время подтасовываешь?
      Правильно будет на узбекском:
      Где платить?-Къаёрда толенади?
      Сколько мне платить?-Къанча толешим керак?
      На казахском:
      Къайда толенедi?
      Къанша толеуiм керек?

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    1 декабря  

    Цитата:
    Мангыт.
    У ногайцев издавна бытует этноним «мангыт». В народе считают, что это было отдельное племя. Происхождение племени мангыт, одного из «отуреченных монгольских народов» [Бартольд, 1968. С. 143], по мнению Лубсана Данзана, связано с сыновьями Мангхудая, которые «образовали род манхут» [Лубсан, 1973].

    Во время насильственного объединения монгольских племен Чингисханом мангыты выступили против него. Однако Чингисхан подчинил, как известно, эти племена себе, переселил их, среди которых и мангыты были переселены к Аральскому морю. Считается, что здесь образовался Мангытский юрт [Абул-Гази, 1906. С. 203], который позже назвали Ногайской Ордой, по мнению академика В. М. Жирмунского, от имени полководца - хана Ногая, бывшего из племени мангыт [Жирмунский, 1974. С. 413]. Поэтому зачастую «слово «ногай» как народное название сначала встречается только в русских источниках; в восточных источниках ногай называются мангытами» [Бартольд, 1968. С. 143]. В Казанской летописи читаем: «И придаша ногаю прежде реченное мангыты» [ПСРЛ. Т. 19. С. 8].
    Образование Ногайской Орды (Мангытского юрта) относится к концу XIV в. и связано с деятельностью Едигея (Эдиге) - «выходца из восточноногайских (яицких) племен» [Сикалиев, 1994. С. 30]. Едигей был «вяще всех князей Ординьских, один держал все царство Ординьское и по своей воле ставил царей [СРИО. 1884. Т. 41. С. 53, 74, 108]. Л. Н. Гумилев пишет, что по происхождению Едигей был мангыт [Гумилев, 1993. С. 673].
    Ногайская Орда вобрала в себя и представителей племени мангыт. К. В. Базилевич на основании проанализированных источников пишет, что «...мангиты были одним из древних и очень разветвленных родов и их представители занимали «выдающееся положение» в Большой Орде, Крыму и среди ногайцев, что ...вполне учитывалось в Москве» [Базилевич, 1952. С. 181, 182].
    Мангыты среди ногайцев расселились по разным регионам. В конце XVIII в. среди кубанских ногайцев, живущих по рекам Малый и Большой Зеленчуки и в устье реки Лабы, наряду с наврузовцами были представители племени мангыт [Волкова, 1974. С. 86]. Опираясь на архивные документы, Н. Г. Волкова пишет, что в 1822 г. мангыты были в составе приставства, возглавляемого ногайским генерал-майором Менгли-Гиреем, куда «входили бештау- кумские ногайцы (едишкульцы, мангыты, каспулатовцы и др.), кочевавшие и живущие оседло по Куме, Сабле, Калаусу, Большому и Малому Япкулям» [Волкова, 1974. С. 91]. Архивные документы подтверждают иаличис представителей племени мангыт среди кубанских ногайцев и в начале XIX в. [РГВИА. Ф. 414. Ед. хр. 434. Л. 95].
    Мангыты в составе ногайцев как племя входили в различные племенные объединения и административные единицы. При этом, как это было принято, они выделялись самоназванием и сохранением его в официальных документах. Например, в 1825 г. едисан куб делился, как сказано в документе, на два больших рода: онпу улу и салду улу, а они в свою очередь на два фамильных рода: кснгес и мангыт. К мангытам относились пять аулов: Он эки, Шаукай, Кокбат, Миткир, Чекли [ГАСК. Ф. 249. Оп. 3. Ед. хр. 130. Л. 35].
    Представители племени мангыт попали и в состав ногайцев Нижнего Поволжья. П. Небольсин их присутствие в середине XIX в. описывает следующим образом: «Мангыт; его отделения с общим ураном «АЛАШ!» - суть: а) Мангыт: кундровцы этого отделения живут и в Хожетаевке, и в Сеитовке; в каждом селении их полагают до 1200 душ мужского пола; тамга - ковш “шемиш”» [Небольсин, 1851. С. 6].
    Мангыты были в середине XIX в. и среди северопричерноморских ногайцев. Об этом свидетельствуют сохранившиеся топонимы - названия аулов: в Перекопском уезде Таврической губернии - Мангыт, Ян-Сакал-мангыт [Скальковский, 1867. С. 420].
    В отличие от представителей других племен, как, например, кыпчак, найман, канглы и т. д., участвовавших в формировании многих народов, мангыты, видимо, вследствие их меньшего количества принимали участие в формировании различных народов в меньшей степени. Как показывают исследования, их представители, помимо ногайцев, главным образом вошли в состав узбеков. В. В. Радлов писал, что племя мангыт «составляет главное
    население Карши с окрестностями» [Радлов, 1929. С. 19]. Академик В. В. Бартольд в свое время написал, что «...в Бухаре 99200 мангы- тов (из которых 44000 около самой Бухары, а 31000 около Карши), а в Хиве только 10300» [Бартольд, 1969. С. 556].
    Как название рода этноним «мангыт» встречается у якутов [Бартольд, 1968. С. 556]. Венгерский ученый Конгур Мандоки пишет о наличии этнонима «мангыт» среди кыпчаков Венгрии [Kongur, 1991. S. 47].
    Считается, что мангыты восприняли тюркский язык от кыпчаков [История народов..., 1988. С. 243].
    Ареал распространения этнонима «мангыт» среди ногайцев в настоящее время не очень широк. Количество их небольшое. Еще в начале XX в. этноним «мангыт» встречался в Ногайской степи как топоним: Артезиан мангыт, Большой Мангыт, Малый Мангыт [Щеглов, 1910]. И. Т. Мутенин в 1920-е годы зафиксировал в составе тулуга-куба род ак-мангыт [Мутенин, 1977. С. 3]. Н. А. Баскаков тогда же записал у представителей племени мангыт следующие тамги: т.7/ [Баскаков, 1940. С. 139]. Некоторые представители племені! П 1 7/;тречаются в Ногайском районе Дагестана. В Республик V/ XVC4J11V1 Lgt;iiV гіЛ, по исследованию JI. Ш. Арсланова, на станции Улан-Холл, в поселке Северном и в районном центре Каспийского района живет небольшая этническая группа ногайцев, именуемая алабугатами (по названию местности) и называемая по-калмыцки и по-татарски мангыт [Арсланов, 1988. С. 3].
    Дормен [доьрмен] также относится к одному из древних племен. Его представители известны истории наравне с племенами мангыт, катаган, конгырат и т. д.
    Есть мнение, что племя дормен (дурман, дюрмен, дурбан) жило в союзе с катаган, салджуит рядом с оз. Байкал. Вот что пишет Рашид-ад-Дин: «...когда племена татар, дурбан, салджиут и ката- кин объединились вместе, они все проживали по низовьям рек. По слиянии этих образуется река Анкара-мурэн». В примечании же сказано следующее: «Говорят, что лошади их (тамошних народов) все пегие (ала); каждая лошадь сильная, как четырехгодовалый верблюд; все инструменты и посуды (у населения) из серебра» [Рашид-ад-Дин, 1952. С. 102].
    При этом нельзя не упомянуть и о том, что племя дурбан» считается выделившимся из племени нируны, которое было близко к племени баарин. Известно, что нируны и баарины ответвились от одного племени. Все эти племена в эпоху Чингисхана объединились с племенами тайджиутов и сообща оказали ему большое сопротивление. Однако силы были неравны. В начале XIII в. дормены одновременно с племенами икарас, куралас, катакин, конгырат и салджиут были подвергнуты нападению монголов и вынуждены были уйти с насиженных мест.
    Экспансия Чингисхана не прошла бесследно и для племени дормен. Так же, как и другие, часть этого племени ушла на запад и приняла участие в формировании некоторых народов. В частности, наряду с присутствием их в составе ногайского народа они встречаются в составе узбеков и других народов.
    В настоящее время носители фамилии Дюрменов живут главным образом среди кубанских ногайцев в а. Адил-Халк, Эркин- Халк со своей оригинальной тамгой.
    Ас. Этноним «ас» считается одним из распространенных среди ногайцев. Представителей племени ас можно встретить среди ногайцев Нижнего Поволжья, на северо-западе Прикаспия, среди кубанских ногайцев.

    Бартольд отождествил мангутов с саха-сюннускими мэҥэ, но тоже пошел на поводу старых исторических догм о халхаском языке ЧХ.

    0
  • Могул
    1 декабря  

    Ну чтож. тут четко прослеживается. что мангыты есть монголы по происхождении, по ССМ все идет четко. Но в силу обстоятельств, то есть в силу места проживания они отюречились. И это хотят тут некоторые отрицануть, но только как всегда путем выкриков. Например наши эвенки живя в якутии полностью обякутились, но никакими выкриками их все равно не сделаешь чистыми якутами.
    Тут один только Еднерка все время, хе хе, примазывается называя себя саха, хотя иногда в душевном смятении вопит,- КТО Я?! И все время хочет сделать саха тунгусами или палеоазиатами. И тогда он действительно с полным основанием мог бы считать себя якутом. Да уж трагедия! у Еднерки.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      5 декабря  

      Могул, суох мангыттар мэҥэлэр диэн уу сахалар. Как название рода этноним «мангыт» встречается у якутов [Бартольд, 1968. С. 556]

      Цитата:
      МЭҤЭ
      Словарь Пекарского:
      [ср. др.тюрк. мэҥгү, бур. мөнхө (мүнхү, мүнкү, мүнхэ), монг. мөҥкө - вечный] =мэгэ, мөҥө (мөгө), мөҥү, мэҥии, (мэги), мэҥиэ;

      непреходящий, вечный;
      большой обширный, пространный Б.; мэҥэ таҥара неизмеримое небо Б. (=мэҥэ халлаан );
      небо, местопребывание Бога;
      фольк. өлбөт мэҥэ уута вечная вода, оживляющая вода.


      Во время насильственного объединения монгольских племен Чингисханом мангыты выступили против него. Однако Чингисхан подчинил, как известно, эти племена себе, переселил их, среди которых и мангыты были переселены к Аральскому морю. Считается, что здесь образовался Мангытский юрт, который позже назвали Ногайской Ордой, по мнению академика В. М. Жирмунского, от имени полководца - хана Ногая, бывшего из племени мангыт. Поэтому зачастую «слово «ногай» как народное название сначала встречается только в русских источниках; в восточных источниках ногай называются мангытами». В Казанской летописи читаем: «И придаша ногаю прежде реченное мангыты».
      Мэҥэлэр кэлин Ньоҕой диэн буолбуттар.
      НОГАЙ=НЬОҔОЙ=несговорчивый, неуступчивый, упрямый
      http://sakhatyla.ru/translate?q=ньоҕой

      Онноҕор сахалар гаплотиптара хаалан хаалла N1C1
      Цитата:
      Сабитов Ж.М. Баймуханов Н.Б. Y-STR гаплотипы узбеков, уйгуров, таджиков, пуштунов, хазарейцев, моголов из базы данных Family Tree DNA//The Russian Journal of Genetic Genealogy. Volume 7, No 2 (2015). C.20-26.
      K1902 – Узбек из рода мангыт. Село Мангыт. Гиссар. Таджикистан. Гаплогруппа N1c1-F4205.
      K1962 – Узбек из рода мангыт. Село Мангыт. Гиссар. Таджикистан. Гаплогруппа N1c1-F4205.
      K1961 – Узбек из рода мангыт. Село Мангыт. Гиссар. Таджикистан. Гаплогруппа N1c1-F4205.
      240746 – Узбек-Лакай. Из рода бадрахлы, подрода каттемерген, клана алимбаче. Та-джикистан. Гаплогруппа N

      0
Ответ на тему: Мэҥэ+ут, узбеки Мангуты с гаплотипом N1C1
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания