8 лет на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
8 лет на форуме
8 лет на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Этимология термина "Мунха"
  2311
Кто знает? Позже поясню, почему спрашиваю.
Ответов 173 Написать ответ
  • Могул
    31 мая 2015  

    "Мунньуу уонна хаа" диэнтэн МУНХА тахсыбыта буолуо.

    0
  • уол
    31 мая 2015  

    Мунха-1.тесный загон
    для поимки лошадей;
    2.загон,сплетенный из
    прутьев,куда направляют линяющих
    диких уток при охоте
    на них.(ДСЯЯ).
    Этим.Мунг(1000),
    Хаа(мешок)

    0
  • Могул
    31 мая 2015  

    Ха ха хаА, Оффен тунгус окаца! Но, как сам грит, с гаплотипом N1c1, поэтому видимо бодается с Никон и Кылбар!? И вилюйцев хочет видеть тунгусами!

    0
    • offen
      1 июня 2015  

      тунгусоидность вилюйцев известна со времен Г.Ксенофонтова, это подтверждает язфыковед Багдарыын Сүлбэ - коренной нюрбинец уже проверьте ему и его картотеке :-)

      0
      • Могул
        1 июня 2015  

        offen, комп голова, не передергивай, покажи страницы у Г. Ксенофонтова.
        Ну Багдарыын всякое может, может запросто отдать язык саха монголам, к сожалению. Но и у него не видел, що вилюйцы тунгусоидны.

        0
  • LEONID
    LEONID
    Леонид Никитин
    31 мая 2015  

    Дело в том, что классическое мунха до конца 17 века могло быть только в Якутии.

    не путать с неводом.

    подумайте почему? ( а я проверю, читаете ли вы меня, я уже об этом писал) :))))

    0
  • asvet
    31 мая 2015  

    Мундушка от як. мунду -мелкая озерная рыбка( гольян)
    вытесняет карася полностью выедая его, поэтому его жоско вылавливали мунхой
    мунха как то связана с этой рыбкой?

    0
  • Быйанг
    31 мая 2015  

    от слов — Муҥ и Хаа. просто же все.

    0
    • offen
      1 июня 2015  

      муҥ+ хаа = пример флективного слова :-)
      кто то трепался у саха слова состоят из единого форманта а тут все как сговорились:-) :-)

      0
  • Амыдай
    31 мая 2015  

    Мунньар, мун - крылья

    Хаа - матка

    0
    • LEONID
      LEONID
      Леонид Никитин
      31 мая 2015  

      Думаю Могул, точнее и логичнее

      Цитата:
      мун - крылья - Амыдай
      21 мин. назад (46.48.144.239)    
      Хаа - матка


      Больше похоже на подгонку под невод. Мое мнение невод в современном виде не причем.

      0
      • offen
        1 июня 2015  

        фуйню какую несете
        обычное заимствованное слово пытаетесь превратить во флекцию, плюсуя из разных слов в одно.:-) :-)
        в одном топе удивлялся откуда у монголов в пустыне рыбацкие термины?монголы как народ возникли после нашествия маньжуро-тунгусских племен Амура видимо когда обмелела река, потому рыбацкие термины достались и акающим саха, которые получили от курыкан живших у Байкала в окружении монголоязычных племен.курыканы добравшись до Вилюя kземлякам уваня oidovа распространили рыбацкие термины

        1
      • Быйанг
        1 июня 2015  

        LEONID,
        Муҥха - это невод с мотней. Неводом таким якуты рыбачили с древности. Русские тут не причем.

        0
  • Kilbar
    1 июня 2015  

    Мунг+Хаа = оболочка доставляющая страдания. Страдание же визуально чаще выражается возбуждением, повышенной двигательной активностью. Что происходит в мотне или крыльях невода все знаете. В сетях совсем другая картина. Там рыба больше задохнувщаяся. В туу намного меньше возбуждения. Отсюда причастие мунхаал киьи. Мунхаал дьон. Возбудимые несдержанные люди.

    0
    • nathan
      1 июня 2015  

      Kilbar, Термин монгол имеет схожий корень Муҥ от туда и деление на левое крыло правое и центр.Монголы якуты.

      0
      • Kilbar
        1 июня 2015  

        nathan, этноним монгол от якутского слова Монул, т е рыжий. Предки ЧХ Укур Монул Саха. ЧХ - осколок Монул Сах. То бишь по нонешнему угур, финн, карел, эстонец. В честь предков своих назвал отважных воинов своих - хахха тибетцев. А так к себе приближал только кровных родичей Уранхай Саха. Остальное сам докумекайgrinning face with smiling eyes

        0
  • хапытан
    1 июня 2015  

    художник Мунхалов такой что ли?)))

    0
  • Амыдай
    1 июня 2015  

    Муҥ - страдание

    Муҥ - тысяча
    Муҥутуур - достигнуть предела

    0
  • Суулла Уола
    1 июня 2015  

    Муҥха демонстрация коллективного вида труда у саха. У саха и так было явно выраженное разделение труда, когда кто-то занимался выплавкой железа, кто-то ковал его, кто-то делал луки, кто-то стрелы, кто-то делал глиняную утварь, кто-то портняжил, а кто-то все это продавал, кто-то разносил новости, кто-то сказания олоҥхо. Во время муҥха это демонстрировалось наглядно. Например хорошо владеющий пешней мог годами участвовать в муҥха но не знать всего процесса происходящего во время этого коллективного действа.

    0
  • LEONID
    LEONID
    Леонид Никитин
    1 июня 2015  

    "Мунньуу уонна хаа" (с) Могул

    И так, как я писал в известной статье. Озерные рыболовы появляются в Якутии, примерно 6 000 лет назад в раннем неолите.

    Озерные рыболовы:

    1. Оседлое население

    2. Если взять "муньуу", то собиратели.

    Видится мне, что в те времена, именно так и рыбачили, т.е. бреднем. Сети появились позже.

    Лошадь, как минимум 4 550 лет назад на территории Якутии была. Доказательством служит её замороженная туша в институте мерзлотоведения.

    Подледным ловом мунха до конца 17 века ловили только в Якутии в других местах рыбу подо льдом ловили острогой или глушили колотушками.

    Почему именно в Якутии? Потому что в те времена зимой рыбу можно было ловить только волосяными сетями, сети из другого материала просто замерзали. Тот, кто занимается подледным ловом знает, как быстро покрывается льдом леска (не подсовывать незамерзающие лески из современных материалов, они появились недавно). А Миллер пишет, что казаки узнали о зимнем способе ловли волосяными сетями от якутов. Миллер немец писавший историю России для Екатерины II.

    Уж он бы первым написал, что якуты узнали волосяные сети от казаков, а не наоборот. Похоже он сам впервые узнал о подобном способе ловли.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      1 июня 2015  

      LEONID, хороший камень в наш огород))) я к тому, что через это слово можно выйти к палеоохотникам. Как я вижу, современные историки считали, что охотится можно было только при помощи оружия, ямы или скалы, но еще Окладников замечал на наскальных рисунках подобие засек на лосей.
      Так вот, то что лаптевская лошадь дожила до XVIII века писал еще Черский. Значит вполне могла служить и объектом охоты.

      МУН=блуждать, плутать; ойуурга муммут он заблудился в лесу.
      мунаар=сомневаться, колебаться; ол диэки барыахпын мунаардым я не решился идти в ту сторону.
      мунаарыы и. д. от мунаар = сомнение, колебание; туох да мунаарыыта суох без всякого сомнения.
      муннар=побуд. от мун=.
      мун-тэн=теряться, приходить в замешательство.

      МУННЬУН=возвр. от мус = собирать, копить (для себя).


      ХАА= 1) футляр; чехол; коробка;
      У ПЭК стр.3207 ХАА более емко ВМЕСТИЛИЩЕ.
      ХААМ=1) изгородь, заграждение (от скота); 2) перен. границы чего-л.; ограничения в чём-л.

      МУНХА есть некое хитрое приспособление, когда неким хитрым способом заставить животное БЛУЖДАТЬ, а именно расставляя жерди сначала широко, а затем ссужая пространство КОПИТЬ их в одном месте, которое называется ХАА=ВМЕСТИЛИЩЕ, удобное для умерщвления взрослых животных и приручения детенышей (ПРИРУЧЕНИЕ это еще не ДОМЕСТИКАЦИЯ).

      А это опыт уже пригодился в подводном мире и плелась СЕТЬ из СИТИИ=(ПЭК стр.2252) веревка из конского волоса, волосяная веревка (нить) Сир анныгар сити уоруйаах сылдьар (заг.) под землею волосяной вор ходит (невод).
      Кстати СИТО из той же оперы.
      А брали все из окружающего мира СИТИМ=1) длинная, обычно волосяная бечёвка; 2) нижние и верхние бечёвки невода, сети;ООҔУЙ СИТИМЭ=ПАУТИНА.

      0
      • Могул
        1 июня 2015  

        саксаксак, у тебя получилось обоснование научно обоснованно, но нет почему то заключения по теме.
        Поэтому, думаю, подошло бы
        МУН-ХА(а)=БЛУДОВМЕСТИЛИЩЕ.

        0
  • LEONID
    LEONID
    Леонид Никитин
    1 июня 2015  

    саксаксак

    +100500

    МУН-ХА=СБОРОВМЕСТИЛИЩЕ
    . Видится мне идеальная этимология. Состоящее не из двух слов, а одно.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      1 июня 2015  

      LEONID, спс.
      Спасибо за инфу "А Миллер пишет, что казаки узнали о зимнем способе ловли волосяными сетями от якутов. Миллер немец писавший историю России для Екатерины II."
      Выходит, что до XVII века ни один народ в мире, не подозревал о возможности подледного лова рыб, кроме саха. Еще один шаг к автохтонности, я уже не говорю о куйуур. Кстати якуты знали 40 названий карася по мере его взросления)))

      0
      • LEONID
        LEONID
        Леонид Никитин
        1 июня 2015  

        Серошевский пишет, что куйуур встретил только здесь

        И это чисто якутский способ добычи рыбы.

        Что касается зимней ловли. То многие народы ловили зимой рыбу острогой и колотушкой, но подледный лов рыбы сетями был только у саха.

        0
  • offen
    1 июня 2015  

    не чешите затылок ответ тут

    http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=32329828&qf=7622119&sword=үөдүгэй
    среди вилюйских якутов встречаются родовые названия үөдүгэй и акана, которые вероятно имеют связь с удегэ и одной из групп нанайцев аккани.
    Определенная близость прослеживается в терминах рыбоводства, так, нанайская тучи можно сопоставить с якут. туу- морда, нанай. менегэ с якут. муҥха .

    0
    • Могул
      1 июня 2015  

      offen, я как то писал, що УГЕДЕЙЦЫ и НАНАЙЦЫ есть один из родов саха
      что подтверждается не только через название но и по схеме генетической связи, которую показали, но и по тому, что приводит часто Натхан, Русь это суть:
      .... якут....нанай....угэдэй...
      Тут у меня некое расхождение, посмотрю,- зацепится ли за это Оффен, комп голова.

      0
    • LEONID
      LEONID
      Леонид Никитин
      1 июня 2015  

      offen

      да пускай сколько угодно слова похожи.

      Здесь важен способ ловли зимой. У других народов не зафиксированы до конца 17 века такие же способы ловли (мунха, куйуур), как у саха.

      А мунха, даже в современном виде, ни у кого не встречается. Т.е. коллективный труд с обрядами. А в Якутии, даже в школах учат, как правильно мунха проводить.

      0
  • Быйанг
    1 июня 2015  

    Kilbar, Слово Моҥул так же имеет значения - махина, огромный, не объятый, не объемный, исполинский, колоссальный, великий итп итд

    /Ол моҥуллан олорор = вон сидит огромный такой/

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    1 июня 2015  

    Цитата:
    Нанайцы, нанай, нани (самоназвание — "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России. Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев — хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

    В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

    Основные традиционные занятия — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр.

    Зимой у удэгэ и нанайцев не было зимней рыбалки.

    0
    • LEONID
      LEONID
      Леонид Никитин
      10 ноября  

      Миллер

      Цитата:
      По этой причине даже поблизости от Якутска многие бедные якуты живут около озер, богатых рыбой, /л. 24 об./ чтобы поддерживать ею свое существование.

      У якутов в употреблении прекрасные рыболовные сети, которые изготавливаются из конского волоса. I: Вначале, по-видимому, их заставила ввести эти сети нужда, так как в этих северных местностях не растут ни конопля, ни лен, но зато имеется значительное скотоводство. Однако эти сети имеют и большие преимущества. :I б Они с трудом поддаются гниению, а лучше всего то, что ими можно пользоваться и поздней осенью, и даже зимой. В это время сети, изготовленные из конопли, едва только намокнут, замерзают колом, а волосяные всегда остаются гибкими. Вследствие этого преимущества и все русские жители Якутска пользуются этими сетями. [332]

      I: Такие же волосяные сети имеют и якуты на Хатанге, а получают их из Якутского уезда. :1 в

      Этими сетями из конского волоса ловят рыбу и в маленьких озерах зимой подо льдом, и я сам видел, присутствуя при такой рыбной ловле в окрестностях Якутска, как из-подо льда за одну тоню 1 вытащили до 300 и более больших жирных карасей и столько же мелкой вкусной г рыбы, которая по-русски называется мунда 2. Для этой цели во льду на определенных расстояниях были прорублены отверстия, через которые подо льдом протянули прикрепленные к сети бечевки с длинными шестами, а затем бечевки от обоих крыльев были соединены вместе в большой проруби, через которую и вытянули сеть.

      I: В Туруханском уезде у самоедов на реке Енисее и у некоторых юраков имеются неводы (общее наименование по-самоедски Puga д, 3) из конопли, для чего нитки они покупают у русских. Они называют их Koresseo-puga 4. У юраков есть также сети из ивового лыка, которые ставятся в реках для ловли осетров; ячеи у них делаются соответственно размеру осетров. В них также ловят больших щук, чиров 5, тайменей 6 и белорыбицу 7. Русские называют эти сети попланы 8, юраки же- Bayudsche-puga 9.

      http://drevlit.ru/texts/m/Miller_8/text2601e3.php

          
      Алфавитный каталог    
      по названию произведения
      по фамилии автора

      А    Б    В    Г    Д    Е    Ж    З    И    Й    К    Л    М    Н    О
      П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

      Автор    Бахрушин С.В.    
      Название    Труды по источниковедению, историографии и истории россии эпохи феодализма
      Год издания    1987
      Раздел    Книги
      Рейтинг    0.28 из 10.00
      Zip архив    скачать (954 Кб)
          Поиск по произведению
      Хозяйство и общественный строй якутов в XVII - XVIII вв.

      История якутов привлекала внимание русских исследователей еще с XVIII в. Избрант Идее, Страленберг, Миллер, Гмелин 3 —- все одинаково интересовались вопросом о происхождении якутов, о времени и условиях их появления на Лене и об их древнейшем быте. В XIX в. мы имеем ряд специальных исследований, посвя- щенных древнейшему общественному строю якутов (таковы, например: [Э. Пекарский, Г. Осмоловский]. Якутский род до и после прихода русских [Якутск, 1895] или Д. Кочнев. Очерки юридического быта якутов. Казань, 1899) 6 или в той или иной мере затрагивающих этот вопрос в связи с изучением быта совре- менных им якутов, как книга [В.] Серошевского «Якуты», иссле- дование И. Майнова в и др. В прошлом году вышел первый том обширного труда Г. В. Ксенофонтова «Ураангхай-сахалар» (Ир- кутск, 1937), в котором автор пытается разрешить самые запутан- ные вопросы этногенеза якутов.

      Характерной чертой всех дореволюционных работ является то, что в них история якутов, в частности общественный строй до русского завоевания, реконструируется на основании фольклор- ного материала. Источниками их служат якутский эпос и пере- житки, сохранявшиеся в быте якутов. Это казалось естественным, поскольку у якутов долгое время не было собственной письмен- ности. Однако фольклорный материал требует особо осторожного критического подхода главным образом потому, что по самому свойству своему он не может быть точно датирован. Предание, обычай подвергаются в ходе исторической жизни народа значительной переработке под влиянием изменяющихся условий. Невозмож- ность точно датировать каждую деталь легенды делает часто невозможным использование ее в целях исторических, а доверчивое отношение к фольклорному якутскому наследию приводило и приводит нередко исследователей к ошибочным выводам, как это имело место в отношении ряда вопросов экономического быта и общественного строя древних якутов.

      Между тем под руками у исследователей имеется очень ценный и гораздо более точный материал, легко поддающийся датировке, который лишь с недавних пор привлек к себе их внимание. Я имею в виду сохранившиеся в большом количестве в архивах русских учреждений судебные дела XVI—XVIII вв., возникавшие по чело- битиям якутов друг на друга. Якуты в отличие от большинства народов Сибири, стоявших тогда на более низкой ступени куль- туры, чем они, постоянно обращались к суду московских воевод по делам, возникавшим в их собственной среде. В своих чело- битных они излагали казусы, которые возникали в условиях их общественного строя. Перед нами проходят дела о калыме, о мести, об уплате годовщины, о третействе, о колдовстве шаманов и т. д. Русский перевод, в котором сохранились челобитные, конечно, налагает на этого типа документы известный отпечаток, но не мешает использованию их как источник[ов]. Впервые г , насколько я знаю, была сделана попытка использовать эти судеб- ные дела в моей статье, помещенной в сборнике «Якутия», издан- ном Академией наук СССР в 1927 г. д В моем распоряжении было тогда несколько сот якутских челобитных 6 . В дальнейшем этот ценнейший материал использован в не изданной, к сожалению, до сих пор работе С. А. Токарева ж , который собрал свыше 1500 таких дел г .

      Дополнением к судебным делам могут служить документы по сбору ясака, в частности ясачные книги, сыскные дела, произ- водившиеся русскими властями, и другие административные акты. Нельзя не удивляться, что этот богатейший подлинный материал, рисующий быт якутов в момент завоевания их земли 3 царизмом, оставался до последнего времени вне поля зрения исследователей якутского прошлого и они продолжали разрешать гипотетически, на основании иногда довольно произвольного толкования легенд и обычаев вопросы, которые совершенно бесспорно разрешаются на основании указанных источников. В дополнение к фольклор- ному материалу привлекались лишь сведения, получаемые из «Сибирской истории» Фишера", являющейся 11 лишь сокращением и изложением ненапечатанных глав «Истории» Миллера к , и тех немногих случайных документов, которые были вырваны из насле- дия Миллеровских портфелей и напечатаны в «Актах историче- ких», «Дополнениях» к ним и некоторых других изданиях. К каким рискованным выводам приводило исследователей это игнорирование русских архивных материалов, показывает пример Г. В. Ксенофонтова, который на основании легенд о Тыныне л , «царе» якутов, строит свою фантастическую гипотезу о существовании у якутов еще в глубокой древности «феодальной мо- нархии» '.

      Между тем Тынина является совершенно реальной личностью, хорошо известной по русским архивным источникам. Это один из кангаласских князцов, который в начале 30-х годов XVII в. оказал довольно сильное сопротивление царскому завоеванию. Иван Галкин в отписке о своих действиях против якутов называет его в числе тех князцов, которые «дрались» с его отрядом".

      После смерти Тынины его сыновья Тыниновичи, или Тыненки, унаследовали его положение в кангаласском племени. Следова- тельно, за ярким образом якутского «царя» скрывается глава небольшого племени, один из многочисленных у якутов тойонов, ничего не имеющий общего с главой «феодальной монархии».

      Настоящий мой доклад является попыткой на основании рус- ских архивных данных нарисовать картину хозяйства и обще- ственного строя якутов в XVII и отчасти XVIII в. В моей статье «Исторические судьбы Якутии» я мог лишь очень коротко и в об- щих чертах дать характеристику якутского общества в момент завоевания. Последующие исследования С. А. Токарева, О. В. Ионо- вой, М. К. Расцветаева н подтвердили некоторые из моих выводов, но в вопросе об общественном строе якутов существует разногласие между мною и Токаревым. В названной статье я формулировал свои взгляды далеко не с достаточной четкостью, и мне хотелось бы теперь поделиться некоторыми моими соображениями.

      1 Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар: Очерк древней истории якутов. Иркутск, 1937. Т. 1. С. 134-144, 391, 474.
      2 Миллер Г.-Ф. История Сибири. Гл. 11. § 45 // [Архив ЛОИЭ АН СССР. Миллер. Т. 3. С. 102.]
      3 Миллер Г.-Ф. История Сибири. Гл. И. § 45 // [Архив ЛОИЭ. Миллер. Т. 3. С. 102.]
      В литературе довольно долго держалось мнение, что в момент завоевания Якутии царизмом якуты стояли на низкой ступени культурного развития. Миллер в XI, неопубликованной главе своего труда рисует их с чертами дикарей. «До своего знакомства с русскими якуты, — пишет он, — варили себе пищу в глиняной посуде. Они изготовляли посуду сами, но не умели делать ее достаточно прочной. . . 0 Они не знали никакой другой одежды, кроме той, которую сами себе изготовляли из шкур диких и домаш- них животных. Украшения их состояли из пестрых пятен и полос, которые они делали на своих шубах или наносили их красной глиной на дубленую кожу» 2 . Ниже тот же автор передавал со слов одной из отписок начала XVII в. отзыв буляшей об якутах как о народе, который «занимается скотоводством, носит такое же платье, как и русские, живет в деревянных избах, как и русские». Миллер спешит оговориться: «о сходстве платья и избы якутов с русскими следует судить по понятиям буляшей, которые могли увидеть полное сходство там, где было только небольшое подо- бие» 3 . Трудно установить источники, на основании которых Мил- лер составил свою характеристику якутов. Можно думать, что в основе ее лежат устные предания, ходившие среди русского населения Якутии.

      Позже, в XIX в., исследователи, реконструировавшие древний быт якутов на основании якутских сказаний, невольно подверга- лись воздействию своих собеседников, старавшихся противопоста- вить возможно нагляднее старые времена новым, и тоже, мне кажется, несколько недооценивали культуру якутов.

      Основным занятием якутов в момент завоевания было ското- водство. Серошевский на основании якутских преданий высказал предположение, что мы имеем у древних якутов конное ското- водство, т. е. более первобытную форму кочевого или полукочевого скотоводства. «Все указания, записанные мною, — говорит он, — согласно утверждают, что раньше конного скота было у якутов значительно больше, чем рогатого, и что жили они главным образом на счет первого. . . Культура рогатого скота явилась впослед- ствии» [1]. Из контекста можно понять, что начало разведения рогатого скота совпадает со временем, близким к эпохе завоевания. Не" подлежит сомнению, что когда-то в глубокой древности якуты начали с конного скотоводства ". Однако с первых же моментов появления якутов, или «якольских людей», на страницах архивных памятников они выступают как люди не только «конные», но и «скотные». Случайно попадающиеся известия о поголовье [скота] у якутов в XVII в. свидетельствуют об очень большом месте среди него [крупного] рогатого скота. В ясачной книге 1648/49 г. р сообщаются сведения о наличии скота: у 76 якутов было всего 56 лошадей и 177 коров; из 76 человек у 48 совсем не было лоша- дей [2]. Некоторое преобладание конного скота над рогатым наблю- дается лишь у богатых якутов, но и то не настолько значительное, чтобы можно было сделать из этого какие-либо заключения. У известного князца Балтуги Тимиреева на 141 лошадь приходи- лось 100 скотин, у его брата на 45 лошадей — 30 скотин с ; в 1684 г. враги отогнали у Куннея Тымкина с братьями и детьми 300 лоша- дей и 110 скотин т .

      Скотоводство у у якутов уже вышло из примитивной стадии, например заготовка кормов на зиму. Серошевский напрасно со свойственной ему доверчивостью к устному преданию якутов утверждал, будто до русских «сенокошение. . . играло самую незначительную роль в хозяйстве древних якутов» и «приняло более широкие размеры только с пришествием русских», и под- черкивал «влияние русских в деле обучения якутов сенокоше- нию» [3]. Такое представление вытекало из его мнения о конном характере якутского скотоводства. Действительно, в XVII в. якуты предоставляли зимой лошадям доставать себе корм из-под снега копытами; владелец табуна в январе «лошадей своих по якутски ярует» 7у . Но для прокормления рогатого скота необходимо было заготовлять корм на зиму. Поскольку Серошевский разведение рогатого скота относил к очень позднему времени, он считал возможным и возникновение сенокошения отодвинуть ко времени прихода русских. В действительности сенокошение получило развитие у якутов вне зависимости от этого факта. Якуты сами отмечали значение сена в их скотоводческом хозяйстве. Когда вследствие оспы, свирепствовавшей среди них, они не успели ставить стога сена, «и у них лошади и рогатый скот зимою с голоду и без их якутского пристою многие померли». Сено готовили «к приезду с соболиного промыслу» ф . Сено складывалось в боль- шие стога: «стог сена кошеного возов с 30 и больше», стоимость которого определяли теленком годовым, который ценился в 70-х го- дах на русские деньги 4 руб. х «Стог сена русских возов с 6» ц . В судейских делах между якутами очень часто встречаются жалобы на то, что злоумышленниками стравлен стог сена 4 . Якуты снаб- жали сеном даже русских людей; у них якутские воеводы «всегда сено покупывали, а, опроче якутов, сена купить не у кого» [4]. Ниже мы увидим, что на сенокосы существовало право собственности: те, у кого не было собственного сенокоса, арендовали его у вла- дельца; плата производилась мехами, например две лисицы на год щ .

      Продукты скотоводства являлись основным средством питания якутов и снабжали их одеждой. «У якутов, — пишет Беринг в 1726 г., — много лошадей и рогатого скота, которые снабжают их пищей и одеждой» э . В питании большое место занимало мясо, как конина («битая скотина кобылья мяса»), так и говядина («скотина битого мяса»). За битую лошадь платили лисицу крас- ную 10 . Питьем служили кумыс и молоко, которое хранили в турсу- ках. Древность пользования кумыса подтверждается кумысным празднеством «ысыах», которое уже в XVII в. описано довольно точно Избрант Идесом и позже очень подробно спутником Мил- лера — Гмелиным. Любопытно отметить, что якуты выделывали из коровьего молока масло, которое хранили в берестяных туесах в ямах я . Это тоже свидетельствует о высокой технике скотоводства в противоположность высказывавшимся раньше мнениям. Как отметил Беринг, скотоводческое хозяйство давало также материал для одежды. Упоминаются шубы конинные, шубы телячьи и тор- басы кобыльи. Таким образом, в XVII в. мы находим у якутов технически развитое скотоводческое хозяйство, далеко ушедшее от первобытной стадии, каковым оно представлялось прежним исследователям на основании непроверенных данных устного предания.

      7 ДАИ. СПб., 1859. Т. VII. С. 6.
      По сравнению со скотоводством промыслы играли в якутском хозяйстве второстепенную роль. Рыбная ловля являлась уделом якутской бедноты, у которой было мало или совсем не было скота.

      Ясачная книга 1648/49 г. говорит об этом неоднократно. Оттой Одуев, например, «сшел кормиться рыбою для того, что в прошлых годах . . . служилые люди скот отгромили», «Тимиря Чимчин сшел от своей братьи в дальные места на озера кормиться рыбою, потому что скота у него нет», и т. д. В XVIII в. Беринг отмечает, что якуты, у которых мало скота, «живут рыбою». Но а и состоя- тельные якуты использовали рыбные промыслы как подсобную отрасль хозяйства. Богатые якуты производили рыбную ловлю в больших размерах, ездили на нее на лошадях или посылали своих рабов. Так, в июне 1654 г. на рыбном промысле на озере находился холоп модутского якута Тохтотойка Камусов с женой и с сыном; намский якут Арчина Качиков увез их всех и вместе с ними «увез с озера 60 морд да 4 сети волосяные» а . Для ловли рыбы употребляли «сети пущальницы, чем они на себя рыбку ловят и тем сыты бывают» [5], сети волосяные 6 , сети волосяные нельмьи и морды. По-видимому, якуты впоследствии усовершен- ствовали рыболовную технику по русскому образцу, так как есть указания, что они покупали сети у русских. Рыба шла в уплату за товар (напр., 100 муксунов за шубу соболью), ею платили и калым (напр., стерлядями).

      Сравнительно второстепенное место занимали в якутском хо- зяйстве охотничьи промыслы. Охота на пушного зверя сопряжена была с большими расходами, недоступными для якутской бедноты.

      http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/bahrushin_trudi/05.aspx

      0
      • LEONID
        LEONID
        Леонид Никитин
        10 ноября  

        ЗЫ.

        Цитата:
        7 ДАИ. СПб., 1859. Т. VII. С. 6.
        По сравнению со скотоводством промыслы играли в якутском хозяйстве второстепенную роль. Рыбная ловля являлась уделом якутской бедноты, у которой было мало или совсем не было скота.

        Ясачная книга 1648/49 г. говорит об этом неоднократно. Оттой Одуев, например, «сшел кормиться рыбою для того, что в прошлых годах . . . служилые люди скот отгромили», «Тимиря Чимчин сшел от своей братьи в дальные места на озера кормиться рыбою, потому что скота у него нет», и т. д. В XVIII в. Беринг отмечает, что якуты, у которых мало скота, «живут рыбою». Но а и состоя- тельные якуты использовали рыбные промыслы как подсобную отрасль хозяйства. Богатые якуты производили рыбную ловлю в больших размерах, ездили на нее на лошадях или посылали своих рабов. Так, в июне 1654 г. на рыбном промысле на озере находился холоп модутского якута Тохтотойка Камусов с женой и с сыном; намский якут Арчина Качиков увез их всех и вместе с ними «увез с озера 60 морд да 4 сети волосяные» а . Для ловли рыбы употребляли «сети пущальницы, чем они на себя рыбку ловят и тем сыты бывают» [5], сети волосяные 6 , сети волосяные нельмьи и морды. По-видимому, якуты впоследствии усовершен- ствовали рыболовную технику по русскому образцу, так как есть указания, что они покупали сети у русских. Рыба шла в уплату за товар (напр., 100 муксунов за шубу соболью), ею платили и калым (напр., стерлядями).

        Сравнительно второстепенное место занимали в якутском хо- зяйстве охотничьи промыслы. Охота на пушного зверя сопряжена была с большими расходами, недоступными для якутской бедноты.

        http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/bahrushin_trudi/05.aspx

        0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        10 ноября  

        LEONID, библиотеки в Питере посещаешь?

        0
        • LEONID
          LEONID
          Леонид Никитин
          10 ноября  

          саксаксак, времени нет. Может к весне понемногу разрулю ситуацию... постоянно, то работа, то внучкой заниматься надо. Но потихоньку вроде время стало побольше появляться. А так знакомые постоянно в Питер зовут, то в музей, то пообщаться. Даже в библиотеку один раз звали. face with tears of joy

          0
          • саксаксак
            саксаксак
            Ветеран
            10 ноября  

            LEONID, я в Москве в РГБ не нашел Токарева, так что убай в Питере ищи, он там 100%. Тихо молча фотай на смартфон и можно даже переводить в ворлд. И сюда интересные данные по Якутии.

            0
  • offen
    1 июня 2015  

    ГАХАЙ с монгольского означает КАБАН

    не могу вставить в соответствующее сообщение, кто-то из модеров
    хулиганит?

    Цитата:
    Вам нельзя оставлять сообщения в этой теме.

    почему или я забанен?

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      1 июня 2015  

      offen, тоже в другом топе не мог закинуть слово Каачыка, путем проб и ошибок удалил=Хаа_чыка, тогда пропустил)))видать матерные слова не пропускает, только вот посему Ха_чик стал матерным?

      0
      • LEONID
        LEONID
        Леонид Никитин
        1 июня 2015  

        саксаксак

        Цитата:
        только вот посему Ха_чик стал матерным?


        Это распространенное имя и фамилия (Хачатурян) среди них.

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          1 июня 2015  

          Цитата:
          Ха+чи́к (уменьшительный вариант от армянского имени Хачатур (арм. Խաչատուր); по-армянски хач значит «крест»[1]; Хачатур — дословно как «данный крестом»[2].

          В википедии взял, наш не пропускает)))пришлось поставить+

          0
  • Kilbar
    1 июня 2015  

    Не угэдэ, а удэгэ наверноgrinning face

    0
  • мунха
    1 июня 2015  

    Муҥха от русского Мульга,муньга,мулить,мунить.
    Мунду от русск.мунда.
    Собо от рус.Сопа.
    Чардаат,чардаан от Иордань.
    Бэчимэ от бечева.
    Нырыы от нырило.
    Лабыах от поплавок .и т.д.

    0
  • Амыдай
    1 июня 2015  

    Оказывается «мун» и «муҥ» имеют хотя близкие, но разные значения

    мун – блуждать
    муҥ – достигнуть предела и страдать от этого
    Муҥур – глухой, обрубленный, т.е. предел. Отсюда и числительное «тысяча» (муҥ)
    «Сор» - это мука, горе, беда. А когда добавляют «муҥ» - сор-муҥ, смысл чуть меняется – беспросветная мука, т.е. человек достигает предела.
    Ему остается только выйти из себя. Он становится муҥхаалом.
    Этимология «муҥха» отсюда. Когда рыба попадает туда, ему некуда плыть, глухо

    0
  • oidov
    1 июня 2015  

    Увань , Оффен , всех в тунгусы хочет записать .
    Даже Слово Одей - Үөдэй , Үөдэйцы записал в свой увань Удэгэйцы , вот полукровка увань .
    Үөдэй есть во многих улусах Саха Сирэ .
    Ты увань Оффен , это видно по твоей генетике , с.17го века. у тебя идет смешение с увань , и где то раньше тоже есть , видимо с хань или нанайцами .)))

    0
  • oidov
    1 июня 2015  

    Увань , Оффен , всех в тунгусы хочет записать .
    Даже Слово Одей - Үөдэй , Үөдэйцы записал в свой увань Удэгэйцы , вот полукровка увань .
    Үөдэй есть во многих улусах Саха Сирэ .
    Ты увань Оффен , это видно по твоей генетике , с.17го века. у тебя идет смешение с увань , и где то раньше тоже есть , видимо с хань или нанайцами .)))

    0
    • offen
      2 июня 2015  

      историки убедительно доказали, что р.Вилюй была заселена тунгусами-увань с кобяя до сунтар, не понимаю зачем отказываться от своих предков?

      0
      • LEONID
        LEONID
        Леонид Никитин
        2 июня 2015  

        Казаки в низовьях Вилюя встретили якутов (лошадны, доспешны, воисты)

        А.Н.Алексеев в 40 км. от Вилюйска нашел кулун-атахскую культуру.

        В истоках Вилюя у казаков был волок, таскали кочи быками. Откуда у тунгусов быки?

        0
        • offen
          2 июня 2015  

          вот и Leonid свидетельствует за несколько тысячелетий тунгусы племени Улуу Хоро на своих быках проходили с Амура аж до Вилюя.

          0
      • Могул
        2 июня 2015  

        offen, ну может были, но жили отдельно. Есть предания, что единоборства были.
        Тунгусы сегодня здесь, а завтра твои соседи Оффен.
        Мы Нюрбинцы саха, читай Р. К. Маак, оффенушка.
        Вилюйский округ, ранее назывался КАНГАЛАССКИЙ УЛУС.
        Кангаласцы тунгусы?

        0
        • offen
          2 июня 2015  

          Могул, всех учишь врать так врать, а сам не умеешь или стесняешься.?)))

          http://refdb.ru/look/1259104-pall.html

          почитай как жили твои земляки с 17-го века

          0
          • Могул
            2 июня 2015  

            offen, ха, а че тут такого, где твои тунгусы? Нету их, одни ТО5УС О5усы, потомки уйгур, тюрки Саха.
            Сахей не 250 людьми, а только с сыновьями подался к РОДИЧАМ ТО5УСАМ.
            То есть не основал, как грит ТВОРЕЦ истории профессор В. Иванов, Нюрбинских саха.
            Так ща Оффен врать ври (волен это делать) но умей при этом.
            Ойдоп тут намного прав чем ты, комп голова.

            0
            • Могул
              2 июня 2015  

              Могул, продолжаю линчевать Оффен.
              А почему профессор сказал, что Сахей тойон высадился под Дьарханом?
              Ответ неимоверно прост,- он сам дьарханец.
              Грит, Нюрбинцы дьарханцы, а дьарханцы кангаласцы.
              Грит, основал нюрбинцев Сахей и не сходя с места, тут же, заявляет, що
              якуты мол этот БРОНЗОВЫЙ ТОПОР купили в Китае!!!?
              17 век и бронзовый топор у Саха!
              Вот такой творец истории наш профессор, который одновременно выпустил аж три книги в золотых переплетах(мода такая пошла).

              0
  • offen
    1 июня 2015  

    кто подчищает сообщения?

    среди вилюйских якутов встречаются родовые названия үөдүгэй и акана, которые вероятно имеют связь с удегэ и одной из групп нанайцев аккани.
    Определенная близость прослеживается в терминах рыбоводства, так, нанайская тучи можно сопоставить с якут. туу- морда, нанай. менегэ с якут. муҥха .

    0
  • Быйанг
    1 июня 2015  

    Муҥ = тысяча
    Хаа = коробка, вместилище

    вместилище (сумка;мешок; мотня) для тысячи.... имеется виду рыбок.

    0
  • sakha75
    1 июня 2015  

    у нас у нюрбинцев %) когда я биль ребенком "мунха " означала игра и победивший получал секс

    0
  • oidov
    2 июня 2015  

    хе хе , увань., Амур находится на самом Востоке , там где твои соплеменники хань .)))
    К Вилюю , ближе Витим , Ангара , Иркут с Иркутской областью , Тува и Хакасия , ниуч .))) Вот увань , притворяется , видимо , что не знает этого и географию , даже по Дальнему Востоку )))

    0
    • offen
      2 июня 2015  

      тебе увань тюкянь тоже нужно почитать

      http://refdb.ru/look/1259104-pall.html

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        2 июня 2015  

        offen,

        Цитата:
        1639 г. Якуты-тогуссы во главе с князцом Мэник Тэбиком жаловались в Якутск «на

        якуцких маданских (маганских) мужиков, которые вместе с атамайцами приходили войною и убили наших два человека, да отогнали у нас 200 коней, кобыл… до 10 коров и животишки наши всё пограбили». //В судебных делах ХУ11 века встречается немало случаев таких столкновений между группами якутов – Н.М.//.

        1639 г. В. Шахов послан на р. Кэмпяндяй для сбора сведений о соляных источниках и добыл 100 пудов соли. Но дальнейшая добыча соли прекратилась, так как стали завозить соль с Усть-Кутского соляного завода, что было значительно дешевле.

        1639 г. К декабрю Воин Шахов объясачил конных якутов-тогуссов (князец Идыхтях и 50 его людей), пеших якутов Осекуйского (князец Арчикан и его 18 людей), онтулов Кырыкыйского (18 чел.), Кокуйского (князец Кюрюк и 35 его людей) родов, и тунгусских родов: долган (князец Дыгынча и 20 его людей), Кунгогирский, Мургатский, Фуглятский, Калтакульский, Пуягирский (всего 125 якутов и 177 тунгусов).

        Здесь видно, что за тунгусов они считают долган
        Цитата:
        ДОЛГА́НЫ -га́н; мн. Народ тюркской этноязыковой группы, живущий на севере Красноярского края; представители этого народа.
        ◁ Долга́нин, -а; м. Долга́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Долга́нский, -ая, -ое.
        долга́ны
        (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха), народ в России, в Таймырском автономном округе (около 5 тыс. человек). Всего в России 7 тыс. человек (1995). Язык долганский. Верующие — православные.

        ТОҤ УУС-оленеводы, рыбаки, охотники.
        Всю историю извратили, поэтому мы и ищем свои корни.
        Оленекские оленеводы никогда не считали себя за эвенков, но их все равно в них превратили.

        0
        • Могул
          2 июня 2015  

          саксаксак, да еще как извратили. Но везде в этих летописях говорится о тогусах, а это ТО5УСЫ, а не ТУНГУСЫ. Слово ТУНГУС умели писать издревле.
          Сказано же Сахей пришел к родичам ТОГУСАМ, но он же точно не ТУНГУС, значит и родичи не ТУНГУСЫ, а ТО5УСЫ. Что расширенно есть ТО5УС О5УСЫ, тоесть типа УЙГУРЫ.
          Тут получается стыковка с данными Л. Н. Гумилева о том, что Уйгурский принц Эльюй(Элдьэй, Эллэй) ушел со своими людьми на север и ИСЧЕЗ!
          Тогда получается, что его люди основали вилюйских якутов и оставили при этом свое название ТО5УС. А сам Эллэй ушел на Туймаду, женился на дочери Омогой баай и сыновья его стали главами улусов, короче основал государство Ураанхай Саха.

          0
          • саксаксак
            саксаксак
            Ветеран
            2 июня 2015  

            Могул, если учесть что оленные долгане были задолго до прихода русских, выходит, что саха знали оленеводство. но казаки видимо четко разделяли конных якутов и безлошадных тунгусов. Жаль только, не известно на каком языке говорили вилюйские тунгусы, но точно известно на каком языке говорят долгане.
            Мы с тобой уже рассматривали туматов, по Марко Поло, который общался с ними, так как Хубилай сделал его своим дипломатом, но Поло мог говорить только по татарски, которому обучился на западе.

            0
          • offen
            2 июня 2015  

            да уж...

            О расселении якутов в XVII-XVIII вв.
            Парникова А. С.

            ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

            Поделитесь с друзьями:
            На северо-востоке нашей страны проживают различные народы: якуты, эвенки, эвены, юкагиры и др. Письменная история этих народов началась с XVII в., т. е. с прихода русских. За истекшие триста лет в расселении коренных жителей северо-востока происходили большие изменения. Однако их изучению не уделялось должного внимания.

            0
            • саксаксак
              саксаксак
              Ветеран
              8 июня 2015  

              offen, Ксенофонтов всё давно уже пояснил и объяснил, особенно по "вилюйским тунгусам", сахаязычные северные оленеводы.

              0
  • oidov
    2 июня 2015  

    Увань Оффен , Одей и Үөдэй , Одейцы род и деревни есть и других улусах . Это род Нам - Намыын , жили по обоим берегам реки Лена .
    После сожжения казаками "деревни "- ( забыл название ) , часть намцев ушли на Вилюй , под защиту и покровительство своих соплеменников , ближе к Нюрбинцам в ВерхнеВилюйск и все , )))

    0
  • oidov
    2 июня 2015  

    Мунха это загон , и импровизированная игра .
    Игра начинается среди молодежи весной , весь май , в основном вечерами и ночами . Девушки или парни , берутся за руки , и ловят одинокого парня или девушку . Пока он или она не споет или не спляшет , или не поцелует понравившего парня или девушку , не отпускают . Издавна эта игра молодежи , была распространена в Нюрб улусе .

    0
    • LEONID
      LEONID
      Леонид Никитин
      2 июня 2015  

      вот!

      уже ближе к теме: загон.

      ЗЫ. У меня давно подозрение, что слово мунха опосредованно к неводу

      0
    • offen
      2 июня 2015  

      вот пример показал oidov как мэниктиир оонньуу превратился в мунха )))

      нанай. менегэ с якут. [b]муҥха [/b].

      0
      • oidov
        2 июня 2015  

        offen, загоны существовали со времен мамонтов , саха видимо еще загоняли уваней Оффена в загон )))
        Если серьезно , многие девушки в тайне мечтали , что загнанный поцелует именно ее или его .
        или споет или станцует.для своей избранницы или избранника .

        0
  • LEONID
    LEONID
    Леонид Никитин
    2 июня 2015  

    Чтобы загонять рыбу не обязательно нужны сети.

    Можно загонять толпой в естественные заливы. А там лови хоть мешками. По льду ещё легче.

    0
  • oidov
    2 июня 2015  

    Вот дурень увань Оффен , не только по генетике видно , и мозг- одним полушарием думает .
    Мунха от слова Мунар , Муннум - заблудиться (саха).
    Увань , у саха издревле была также коллективная охота и рыбалка .
    Загоняли зверей или рыбу .
    При этом зверь или рыба.терялись , заблудившись попадали в западню .
    Улахан Мунку и Кыра Мунку оттуда , это в Олекме .
    Мунар , Муннум и в западню или сети , потерял ореинтацию , Загон - называется Мунха , и все Увань )))

    0
  • oidov
    2 июня 2015  

    Леонид , это ангажированный Оффен , говорит , что k глухое , это мол тунгуское , а у саха Х .
    Прочитайте алгыс кангаласцев , там латинскими буквами переданы слова. ,древних саха огуз тюрков : - Дойдулak и тому подобное . Мунka и Мунха одинаковы . и все )))
    Видимо тюрк Мунке был Мунку ? Видимо его тактика , окружать и загонять в западню ))) Шутка )))

    0
    • offen
      2 июня 2015  

      Перевод слова "загон" с русского на татарский:

      загон - сущ киртә абзар, тышкы абзар

      увын ойдопп знает татарского? у них нет слова муҥха

      0
      • offen
        2 июня 2015  

        и у саха нет слова загон, а есть тоһуур- засада.

        0
        • LEONID
          LEONID
          Леонид Никитин
          2 июня 2015  

          offen

          не знает слова кҮрэх

          0
        • oidov
          2 июня 2015  

          offen, хе хе експирт , не хахай , а kaхай . ka - хаа , коробка колчан древних тюрков по мужской линии .
          Sar - Сар женская линия ,kasar - kасар обе линии в генетике , из письма - женитьба будущего Чхана .
          Есугей Тугучеру или наоборот , точно не помню )))

          0
  • oidov
    2 июня 2015  

    Правильно Леонид , Күрэх от слова Күрүө - изгородь .
    Изгородь использовали для загона крупных животных , в коллективной охоте . Отсюда Күрүөлээх , было и на Байкале . и все .
    Пусть увань копипастит )))

    0
    • offen
      2 июня 2015  

      копипаст про уваней

      http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3611072&f=15

      Цитата:
      Озерные рыболовы появляются в Якутии, примерно 6 000 лет назад в раннем неолите.
      автор leonid

      0
      • oidov
        2 июня 2015  

        offen, хе хе увань , читать даже.не буду , и так знаю , саха огуз :- рыболовы , охотники и скотоводы Уу саха , Мас саха и Буор саха )))
        А вот , у твоих , в том числе предков Рыба была священной ))) и считалась твоим предком )))
        Если серьезно Мунха от слов Муньу - Муньар , Мунар - Муннум - собирать и дезоориньтировать добычу , чтобы заблудился , наткнувшись на изгородь или западню , остальное дело техники. Увань не знает смысла слова Мунха , даже пишет Муҥха , ха ха ха , настоящий увань , для него это горе - Муҥ )))
        Смысл такой :- Дезооринтировать , собрать в кучу и добыть богатый улов или охоту . Увыны этой коллективной охоты - тюркского Күрэх не знают .
        У уваня только Тохур , и куот - подстереги и убегай , как его некоторые предки ))) Уу saka , мас saka и буор saka )))

        0
        • offen
          2 июня 2015  

          пиши в ООН, oidov)))

          http://www.nsu.ru/ip/images/title_ru.jpg
          Согласно антропологическим, археологическим и лингвистическим данным, эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири, родственного юкагирам, тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья ок. 1 тыс. н. э. В результате этого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы эвенков: "пешие" (охотники), "оленные" (оленеводы), "конные" (коневоды). Эвенки имели столкновения с якутами, расселявшимися на их землях, в Забайкалье - с монголами и маньчжурами. В Прибайкалье они находились в зависимости от бурят; на левых притоках Амура - от дауров.

          Контакты с русскими устанавливались с 1606 г. К сер. 17 в, по мере продвижения русских казаков на Восток и построения якутского (1632), Баргузинского (1648), Нерчинского (1658) острогов, эвенки были обложены ясаком, распространилась система аманатов (заложников). С 17 в. эвенки вытесняются якутами, русскими и бурятами со ср. Вилюя, Ангары, Бирюсы, верх. Ингоды, ниж. и ср. Баргузина и левобережья Амура. В 19 в. Эвенки появились на ниж. Амуре и Сахалине, группа оленных эвенков переселились в сев. Китай, часть эвенков с Енисея ушла на Таз и Обь. В процессе контактов эвенки были частично аккультурированы русскими, якутами, монголами, бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.

          Развив

          0
          • oidov
            2 июня 2015  

            offen, хе хе , а куда свое Алданское нагорье дел ? Эвенки кочевали в основном по нагорьям и горам верхоянья . это и есть правый берег Лены , увань ))) А западная часть это равнины . Вилюй только в верховьях и низовьях , это Кобяи и Горный улус ))).

            0
    • nathan
      7 июня 2015  

      oidov, От Күрүө ..Кереиты.
      От тоһуур...тохары
      От Мунку ...монголы

      0
      • Амыдай
        7 июня 2015  

        Кереит – от «күрүө»

        Это неправильно. Кереит – от «кэрэ», «кэрэһит». В переводе «свидетель», приближенные бога.
        Все что находится внутри определенного круга называется кэрэ (круг красавиц, круг людей, масти). У Пекарского можно найти что означает «эмиий кэрэтэ. Это «темный кружок вокруг грудного сосца».

        0
        • nathan
          7 июня 2015  

          Амыдай, image

          0
          • саксаксак
            саксаксак
            Ветеран
            8 июня 2015  

            nathan, На этой карте более точно указано местоположение племен во времена ЧХ. Как раз по Карпини:

            Цитата:
            гыгы999 9 апреля 2014
            Обратите внимание на слово ТАРТАРО-МОГОЛОВ.
            Цитата:
            «Тартария – на протяжении веков это название применялось ко всей территории внутренней Азии, населённой ордами тартаро-моголов (tartaromogolas).
            ПОЧЕМУ ИНОСТРАНЦЫ ПИШУТ TARTAROMOGOLAS?
            Книга Плано Карпини называлась так: "Liber Tartarorum" («Книга о Татарах»)
            А вот Карпини пишет про происхождение татар.

            Цитата:
            § I. О начале державы Татар

            I. Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит, четвертый – Мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям.

            II. В земле Йека-Монгал был некто, который назывался Чингис;

            ЗДЕСЬ ОПЯТЬ ПРО РЕКУ УПОМИНАЕТСЯ ТАТАР.-ТААРТА или ТААТТА?
            Кстати монах Гийом Рубрук тоже называл их ТАRTAROS.
            Кстати Рубрук пишет Монголов МОАЛ и разницы с Тартаром не видел.
            Цитата:
            Vnus diues Moal siue Tartar habet bene tales bigas cum arcis ducentas vel centum. Baatu habet sexdecem vxores: quælibet habet vnam magnam domum, exceptis alijs paruis, quas collocant post magnam, quæ sunt quasi cameræ; in quibus habitant puellæ.
            Онлайн-перевод
            Цитата:
            Один богатый Moal или татарин Имеющий такую ​​команду с груди, двести или сто. Бату Имеющий sixteene wiues, euery некто один большой дом, помимо других домиков, которые они ставят за большой друг, как бы камеры; отвечает за девушкой.

            Слово ТАРТАР мы рассмотрели, а теперь слово МОГОЛ.
            По якутски пишется МОҔОЛ.
            МОҔОЛ=1)большой, великий; солидный, тучный, корпусный; моҕол ураһа дьэ большая ураса (берестяная юрта); моҕол таҥара большой бог, великое божество; Моҕол-тойон божество покровительствующее скоту (сродни Маҥхал-тойон, Маҥхалыын-тойон).
            ВЫХОДИТ, ЧТО МОҔОЛ-ТОЙОН СОЗВУЧЕН С МАҤХАЛ-ТОЙОН И ОЗНАЧАЕТ БОЖЕСТВО ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЮЩЕЕ СКОТУ.

            А ЕСЛИ УЧЕСТЬ, ЧТО ЧЫҤЫС-ХААН РОДИЛСЯ В ЗЕМЛЕ ЙЕКА-МАҤХАЛ, ТО ПОЛУЧИТЬСЯ, ЧТО ОН РОДОМ ИЗ НАРОДА ЙЕКА (ЯКА) КОТОРЫМ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ БОЖЕСТВО СКОТА. ИЛИ ВЕЛИКИХ-МОҔОЛ ЙЕКА.
            ЙЕКА-ЯКА-ЯКУТ-ЙАКА-ҺАКА-САКА-САХА.

            САКА-ЕСТЬ СКИФ И ПОТОМУ ОДНА И ТА ЖЕ ТЕРРИТОРИЯ РАНЬШЕ ЗВАЛАСЬ САКИЕЙ, А СЕЙЧАС ТАРТАРИЕЙ!!!
            http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=28167713&qf=7773419&sword=%D0%99%D0%95%D0%9A%D0%90+%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%9C

            0
            • Могул
              8 июня 2015  

              Верно сказано, Сак сак сак!

              0
              • саксаксак
                саксаксак
                Ветеран
                8 июня 2015  

                Могул, пригляделся к современным картам, чтобы определить реку ТАТА.
                image
                Пригляделся к территории которая называется СИХОТЭ-АЛИНЬ, слышно как САХАТА-АЛЫН.
                За привязку взял большое озеро на карте Натхана, нашел оз. Ханка, где река УССУРИ, слышится как УУ СҮРҮК, соответствует р. ТАТА. Удобная низина у поймы рек, как раз для коневодства.
                Впрочем древний Сакастан на территории Афганистана, тоже занимал похожее положение, низина между гор и реками.

                0
                • Могул
                  8 июня 2015  

                  Сак сак сак, Река ТАТА от чего ТАТТИНцы наверное. Натхан пишет, что таттинцы предком кэрэитов имеют.

                  0
                  • саксаксак
                    саксаксак
                    Ветеран
                    8 июня 2015  

                    Могул, значит Таттинцы есть потомки СУУ МОГОЛов-Байаҕалар. Упомянутые Карпини.

                    Цитата:
                    Баягантайский улус
                    Якутской области и округа, состоит из 9 наслегов, в которых по Х народной переписи числилось 8637 д. об. пола (4334 м. п. и 4303 ж. п.); наслеги расположены по рр. Баяге, Танде, Алдану, Татту и Оймякану. Народная управа находится в 1-м Игидейском наслеге, в 230 в. от г. Якутска, в этом наслеге числилось 1367 д. об. п. В улусе находится Баягантайская Богородская деревянная церковь, сооруженная в 1741 г. (см. "Памятная книжка Якутской обл.", 1877).

                    0
                    • Могул
                      8 июня 2015  

                      Саксаксак, ну вот там видимо раньше всех и построили церковь, может и ранее стояла,

                      поскольку кэрэиты, как мы знаем, христиане.

                      0
                      • саксаксак
                        саксаксак
                        Ветеран
                        8 июня 2015  

                        Могул, церковь построили через 90 лет после открытия казаками Якутии, минус года когда они дошли до Татты. Там уже были готовые несторианцы.
                        В последнее время прихожу к выводу, что Үрүҥ Айыы Тойон и есть Исуус Христос, просто несториане присоединили его к Таҥара и он спокойно был принят древними кочевниками, так как нисколько не противоречил Таҥараизму. Позже тот же прием был сделан и православными христианами в Якутии, то есть почва для христианства была подготовлена за тысячелетие до появления самого христианства.

                        0
                        • Могул
                          8 июня 2015  

                          Саксаксак, конечно так и было. Ведь имеется же сведение полученное от Илтик, где

                          говорится о колоколах и прочих. Также известно же, что Тогорул хаан(Ван хаан)
                          охристианил 200 тысяч человек!
                          А рядом, как видим, Йека монголы, Сахалары.
                          Думаю также, что на карте Халки и даны под названием МУГАЛы, а не МО5ОЛы.

                          0
  • Могул
    8 июня 2015  

    Мугалы, потомки МУГАЛ(мунхал) Бодончор. Хотя БОДОНЧОР не монгольское, то есть

    не Халков имя.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      8 июня 2015  

      оннук

      Цитата:
      Моҕол-тойон божество покровительствующее скоту (сродни Маҥхал-тойон, Маҥхалыын-тойон).

      Видно почему такой этнологический разброс, сахалы биир эбит Моҕол=Маҥхал=Маҥхалыын.

      0
  • oidov
    2 июня 2015  

    Не дописал , основное занятие Уу саха , рыболовство и лошади , Мас саха охота и лошади .
    Буор саха коровы и лошади . и все ))) увань , мне некогда с тобой спорить , копипасти пока .
    Все равно у тебя одно полушарие спит )))

    0
    • offen
      2 июня 2015  

      у ойдоппа остались остатки полушария -тут помню, там не помню)))

      0
      • offen
        7 июня 2015  

        что нии говори, а исследованием истории палеоазиатов лучше справляются бурятские историки, они держат нейтралитет и уравновешены, а не так как увынь oidov, у которого вместо мозгов остатки сыма. :-) :-)

        0
  • offen
    7 июня 2015  

    Leonid не сдержал своего обещания разъяснить слово муҥха, а предпочел фолк -хистори, что не скажу что означает, хотя могу намекнуть о раздолбайстве автора топа.:-)

    0
    • Ардах
      7 июня 2015  

      нуччамсах оппочка-поппочка

      нуччаттан булумньу сиэннэрдээх.

      0
    • leonid
      leonid
      Леонид Никитин
      9 июня 2015  

      offen, я бы на твоем месте, обратился к врачу, а не лазил в Интернете. У тебя нарушена логика и память, на ближайшие события, первые признаки болезни Альцгеймера.

      Где у меня написано, что я обещал дать перевод слова мунха?

      0
  • Kilbar
    7 июня 2015  

    Бу да киһиsmiling face with open mouth быдьарын баҕаһын((( Баанньыктана барбаккын дуо, аппах?smiling face with open mouth

    0
  • offen
    8 июня 2015  

    в случае исчезновения рыбы нанайцы могут переехать в Вилюйские озера как тыщи лет назад?)))

    http://www.youtube.com/watch?v=MmgnlCTAOTM

    кто живет в вилюйских улусах с тыщи лет назад узнавайте тут:
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3695440

    0
    • Могул
      8 июня 2015  

      Вот ты, Оффен, и нанаец, поскольку татинец. Вопросы Натхан.

      0
      • Могул
        8 июня 2015  

        К тому же один в один якуты, по виду. Вылитые татинцы.

        0
      • offen
        8 июня 2015  

        если Могул нюрбинец не умеет делать муҥха или туу, то добро пожаловать в Таатту или в Павловск. :-) :-)

        0
        • Могул
          8 июня 2015  

          offen, Павловск знаю, там МУҤХАЛИТЬ не умеют. А в Татте помоему КУЙУУРить токо умеют, вроде, да и то по рассказу Ойунского.

          0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      8 июня 2015  

      offen, нанайцы так и живут в пределах Сихотэ-Алинь. Сахата-Алын=Нижняя Сакия.

      0
      • offen
        8 июня 2015  

        хехех геонрафию знают

        сахалартан алын өөттүгэр :-)

        0
        • уол
          8 июня 2015  

          Невод по тюркски будет Йылым,жылым, этимология от
          слова Йыл,жыл (ползать,ползти) .По монгольски невод,
          Гөлөм,этимология от гөлийх(скользить).Якутское муҥха
          от слова мун(блуждать)муҥха (блуждающий).
          Йылым-ползучий под водой.(тюрк.)
          Гөлөм-скользящий под водой.(монг.)
          Муҥха-блуждающий под водой.(якут.).

          0
          • offen
            8 июня 2015  

            сыалыһар - налим сравни (Йыл,жыл (ползать,ползти)

            хотя налим плавает по дну водоема поедая трупы рыб

            0
            • уол
              8 июня 2015  

              Сееҥаан(налим) эвенк.
              Сыаҥаан(налим)якут.
              Сыалыкаан(налим)якут.
              Сыалыһар(налим)якут.
              Или
              Сыа+алыһар(Сыа-жир,Алыһар-окунь)
              Алыһар=Ала+шар(ала(пестрый)тюрк-монг.
              Шар(бык)монгол.Сыалыһар буквально Жирный пестрый бык.

              0
    • nathan
      9 июня 2015  

      offen, тыщи лет назад...у нанайцев нет гаплогруппы старше 850 лет.О каких тысячах речь?

      0
      • offen
        9 июня 2015  

        nathan, даже по названиям рыб можно предположить, что рыболовы были из тунгусо-монголоидых народов, которые перекочевали из далеких мест а ажаборигены молча наблюдали, за процессом ловли и поедания рыб .

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          9 июня 2015  

          offen, хорошая тема, начинай писать название тех рыб, что считаешь за эвенское или эвенкийское.

          0
          • offen
            9 июня 2015  

            для этого нужно быть эвеном.ю или эвенком или нанайцем, что случится после реанкарнации )))

            пока пошерстю доступный интернет ))

            0
            • саксаксак
              саксаксак
              Ветеран
              9 июня 2015  

              offen, назвался груздем-полезай в кузов))взялся за гуж-не говори, что не дюж))

              0
              • offen
                9 июня 2015  

                неожиданная подсказка

                Цитата:
                Манчжурсому слову хусун - монгольское кучин, а в алтайском (современном) языке куч "сила" (ср. хакасское кўс, в якутском кўўс, в башкирском көс "сила").
                кус - kus > guj - гуж, гужий (слав.)/tug > dug - тужий/дюжий (слав.)(замена t/j, инв. guj, ред. d/t). Отсюда tjag - тяг, тягать (слав.).
                "Последние примеры, возможно, указывают на древнейшие генетические связи якутского, хакасского и башкирского языков с тунгусско- манчжурскими языками в древнейший период их существования" - заключает Н. А. Баскаков.

                0
                • саксаксак
                  саксаксак
                  Ветеран
                  9 июня 2015  

                  offen, это САКАское слово Хоһуун=1) трудолюбивый, работящий; 2) уст. смелый, храбрый; удалой; х3) уст. энергичный;

                  0
                  • offen
                    9 июня 2015  

                    это тема для Синхры

                    Калмыцкий народный эпос "Джангар"

                    Главная | Радио | Калмыцкий народный эпос 'Джангар' | Калмыцкие сказки | Об эпосе Калмыцкий народный эпос Джангар
                    Песнь седьмая
                    О трех мальчуганах: о Хошун Улане, о Хара Джилгане, об Аля Шонхоре

                    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      9 июня 2015  

      offen, посмотрел)))нганасаны применяют норило, но все думают, что это русское слово норило. но это Сахаское НЫРЫЛА-

      Цитата:
      саксаксак Профи
      22 апреля
      Все слова могут случайно выскочить, листая словарь Пекарского.
      Например на стр.1772 увидел слово
      Ныркы (ПЭК поставил русск?)=нырок (утка) (ср. уу куһа, уумсах)
      Ныры, нырыы=1) длинные березовые жерди, которыми рыболовы, во время осенней ловли неводом, ударяют по дну озера сквозь нарочно приготовленные для этого небольшие проруби (нырыы ойбона или күрэх ойбона), производя гул, вследствие чего рыба уходит в то место, где предположено закинуть тоню; нырыы балык особоый вид рыбы.
      2) в улусе Бороҕон: продолговатая овальная прорубь перед высохом или корытом (тахсыы чардаат) в котором болтают воду, чтобы рыба подо льдом не ушла назад (ср. мэми).
      Нырылаа, нырыылаа=(от нырыы+лаа) топтать что-нибудь беспощадно; гнать рыбу длинными палками во время осенней (не весенней) ловли неводом, на озере производить гул посредством поднимания и опускания вставленной в прорубь березовой жерди.

      0
      • мунка
        9 июня 2015  

        Илим- сеть для ловли рыбы и русское Илым.
        Илым - м.донск приволочка,малый невод.
        Ильменка-часто вязанный невод,для ловли рыбы(Даль).
        Собо-рыба карась и русское Сопа.
        Сопа- лещ, поволжск.,ильменск.,белозерск.
        Мунду-гольян и русское Мунда.
        Мунда-рыба "вьюн".(Фасмер).

        0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    10 июня 2015  

    ДУОҔУЛА- поплавок мотни мунха.
    Мотня=Мать+Иниэ
    ИЙЭТЭ-муҥха ньолбоҕор быһыылаах саппыйа курдук чааһа: - балык онно муҥха кынаттарыттан үтүрүллэн киирэн, хааттаран мунньуллар. Средняя часть неводе, куда попадает рыба, мотня.
    Муҥха-сборовместилище диэн.

    0
  • тетка
    13 июня 2015  

    genn-mikheev.narod.ru/index/0-94 посмотрите это на селигере

    0
  • тетка
    13 июня 2015  

    lib.rus.ec/b/484282/read ловля бреднем с мотней

    0
  • тетка
    13 июня 2015  

    летний бредень, накрученная бывает с мотней https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бредень

    0
  • oidov
    15 июня 2015  

    хэх. у них наоборот было.запрещено ловить рыбу , так как они считали их своими предками - где то мимоходом читал , об этом . В Монголии , по моему до сих пор рыбу не употребляют , и лов запрещен , точно не знаю .)))

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    16 июня 2015  

    А я очень хочу попробовать СЫМА, он делался из жаренных мундушек, со временем растворенных в кислом молоке. Вилюйское изобретение, значит рыбаки имели корову.

    0
    • offen
      16 июня 2015  

      в фейсбуке добавь в друзья Иннокентия Тарбахова и попроси рецепт )))

      0
      • Могул
        16 июня 2015  

        Очень профессионально по этой теме пишет некий рыбак Петров из Горного или из Татты.

        Сыма приготовляется осенью возле озер. Главное не допустить поступления воздуха.
        А то о чем сказал Саксаксак есть ТАР, готовили якуты с древнейших времен.
        Тар должно быть очень полезно для растущего организма, ибо содержит в своем составе все элементы из кости, плюс еще и из молока.
        Ценнейший продукт должно быть.
        В связи с уничтожением КРС Хрущевым в личных хозяйствах ТАР напрочь забыт, потому народ саха весьма измельчал, стал слабым и больным.
        Потому надо бы изучить данный продукт возродить, сделать брендом народа саха.

        0
        • offen
          16 июня 2015  

          тар изготовить проще простого: заболонь сосны или березы сушится, измельчается

          добавляются сливкиМогул давай новый топ открою?

          0
        • Могул
          16 июня 2015  

          Да, я этот продукт практически не застал. Только слышал в рассказах.

          В амбаре ставят деревянную бочку и льют туда снятое молоко(холбуй үүт), и оно окисляется и вот туда то бросают всякое, кости, сухожилия, рыбу...
          И все это становится единообразной массой.
          Человек же не может есть кость, как собака. А тут пожалуйста, проглатывает кость и не замечает. И эта кость уже отработана и идет уже напрямую для роста скелета и пополнения кости всякими элементами.
          Потому не было говорят тогда всяких там болезней суставов и прочих...

          0
          • Могул
            16 июня 2015  

            Ха у Оффен сливки, а я уже написал и дал уже по кумполам. Извиняюсь, немного зарифмовал.

            Да, про заболонь забыл, видимо потому, что он был не на ходу, БЭС был далеко.

            0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          16 июня 2015  

          Могул, это же чистый кальций. я бы советовал есть сыма женщинам с остеопорозом. Им бы точно помогло. Мне так кажется.
          Про сыма прочитал у Г. Ксенофонтова. 1)Жаренные мунду+молоко или 2) или+кислое молоко

          0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        16 июня 2015  

        offen, )))э Кешу знаю с юности, были дежурными в его столовой, помои таскали))

        0
  • oidov
    20 июня 2015  

    заболонь - у сосны.между корой и стволом.
    В Олекме слышал есть село или речка Мунхата , видимо это Муҥ хаата ?
    Или Мун хаата ? кто разьяснит ? - Там люди мучались и заблудились? ))) Может Мунха оттуда ? судя по древним рисункам и петроглифам .)))

    0
  • oidov
    23 июня 2015  

    Ошибка , правильно - местность или речка МУНХАТА - Мун хаата .
    Видимо связано с Кыра Мунку и Улахан Мунку ?
    Тем более в одном улусе .)))
    Может Мун хаа или Мунха оттуда ???)))

    0
  • oidov
    23 июня 2015  

    Версия :- видимо в древности , окружили и загнали какой то большой отряд или тумен , мешок окружения захлопнулся .
    На языке саха , это была большая " Мунхаа " )))

    0
  • oidov
    23 июня 2015  

    Отсюда понятие Мунха или Мун хаа , понятие , просто как карандаш . Дезооринтировать - мун , окружить и загнать в " мешок " - хаа . Отсюда игра молодежи в мае - Мунха , от потомков Таҥара тумэна во главе с Ынахсытом. В частности эта весенняя игра в мае , сохранилась в Нюрб. улусе . Начинается с вечера и до утра , весь май . Многие находят там свои будущие половинки ?!))))

    0
    • VlZ
      10 ноября  

      oidov, Ойдоп, то5о мун диигин, мун, (мунг) диэн буолар. Мун,ха - Мун,утуур - мун,ур кээмэйгэ сыьыаннаах тыл. Мун,ха - куелу бутуннуу куейэ-хаайа тутан балыктыыр ньыма диэн буолар.

      0
  • Быйанг
    11 ноября  

    Муҥха от слов =
    Муҥ Хаа

    0
  • Быйанг
    11 ноября  

    Муҥ = Тясяча
    Хаа = емкость; короб
    В случае с неводом, слово Хаа означает - Мотня.

    0
    • nathan
      11 ноября  

      Быйанг, А в случае с народом...Муҥ Хаал сборная тысяча, так кереитский Тоорил хан именовал воинов татар ЧХ, позднее ставшее этнонимом Монгол.

      0
      • Быйанг
        11 ноября  

        nathan,

        Монгол от слова Моҥол

        0
        • nathan
          11 ноября  

          Быйанг, Кереитский Тоорил хан правильно расставил приоритеты, применительно к сборной племен примкнувших к ЧХ в начале возвышения, до Моҥол им было еще очень и очень далеко.

          0
Ответ на тему: Этимология термина "Мунха"
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания