5 лет на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
5 лет на форуме
5 лет на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
корреляция языковых семей и Ү-гаплогрупп
  1336
Байтасов Рахметолла Рахимжанович, Белорусский государственный университет,кафедра менеджмента и организации здравоохранения, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Белоруссия, г.Минск

   В настоящей работе, на основании данных археологии, генетики, лингвистики и некоторых других наук излагается оригинальная гипотеза происхождения современных языковых семей.

   Человек современного типа выходил из Африки отдельными группами: первыми покинули Африку люди с Y-гаплогруппой С, затем поочередно F и DE. Последними (примерно 7 тыс. лет назад) покинула африканский континент одна из ветвей гаплогруппы Е [2].

   С носителями Y-гаплогруппы С можно соотнести группу Схул−Кафзех из Леванта (датируется разными методами 81−115 тыс. лет до н.э.). Из Леванта эти люди могли мигрировать на юг Аравии, а затем в Австралию. В пользу этой версии имеются археологические данные (комплекс Шибат Дихья I) и антропологические свидетельства [2]. Гаплогруппа C-M130/RPS4Y711 у аборигенов Австралии встречается с частотой 48,5%, С4-M347 ≈ 62% [11].

   Язык носителей Y-гаплогруппы С*, по-видимому, был предковым для современного австралийского, нивхского, чукотско-камчатского и юкагирского языков. Для этих народов характерна значительная концентрация различных клад гаплогруппы С (генофонд австралийских аборигенов приведен выше): ительмены С3* (S4Y-T) (27,8%), C3c (M48) (38,9%), N1c (Tat-C) (11,1%), R1a (M17) (22,2%) [46]; коряки C3* (48%), I2a (15%), N1c1 (24%), QxM346 (6,1%); чукчи C3* (15%), N1c1 (61%), QxM346 (13%), Q1a3a1 (11%) [34]; нивхи C3* (71%), D (5,8%), N1c1 (1,9%), O* (3,8%), O2 (1,9%), O3a* (7,7%), QxM346 (7,7%) [34]; юкагиры: С3* (С-М217) (7,7%), С3с (С-М48) (7,7%), С3с (С-М86) (15,4%), F-М89 (7,7%), N1c (30,8%), Q-P36 (30,8%) [48]; С3* (20%), C3c (20%), N1c1 (30%), I1b (I2a) 5%, Q (10%), O (5%), R1a (10%) [33]. Гаплогруппа C3* обнаружена также в Америке: четыре гаплотипа индейцев из Эквадорской Амазонии (3 waorani и 1 kichwa (6%)), типированны как С3* [42].

    Языки нивхов, юкагиров, чукчей, коряков О.А.Мудрак объединяет в отдельную языковую семью [22] и считает эту гипотетическую нивхско-чукотско-камчатскую семью родственной алгокино-мосанской семье в Америке.

   Значительные частоты гаплогруппа С3 имеет у монголов и тюркоязычных казахов Старшего Жуза. Генофонд казахов: С3 - 42%, R1a - 18%, G1 - 12%, R1b - 6%, N1 - 5%, J2 – 4,5%, O – 4,1%, D1 - 1%, J1 - 1%, Q1 – 2,3%, R2 – 1,4% [4]. Возможно, что монголы и значительная часть казахов произошли от сяньби, у которых обнаружена гаплогруппа C3*. Сяньби могут быть потомками населения культуры плиточных могил. Плиточники антропологически были похожи на современных юкагиров [9;36]. Поэтому можно полагать, что язык предков казахов Старшего Жуза и монголов был близким юкагирскому. Плиточники затем смешались с афанасьевцами Монголии, карасукцами (по мнению А.Д. Цыбиктарова культура плиточных могил «законсервировала в себе» признаки карасукской культуры), андроновцами и др. и нужно полагать, перешли на тюркский язык. Вместе с тем нельзя отрицать влияния языка «плиточников» на современный тюркский язык.
Ответов 26 Написать ответ
  • offen
    16 июля 2014  

    продолжение 1

    Н.А.Сыромятников [31] обнаружил много сходных морфем в этих
    языках, например: финнское jalka
    «нога», тюркское arqïš «караван»,
    «гонец», монгольское alqum «шаг»,
    японское aruk-/arik«ходить»,
    индонезийское arak «шествие»,
    удмуртское кыд «отруби»,
    «шелуха», тувинское кудурук
    «хвост», «охвостье» (остатки от
    обработки зерна), японское kudak
    «разбивать», kudu «отбросы»,
    «отходы», тагальское kud kod
    «растирание в порошок», «помол»,
    мари маклака «полено», венгерское
    maglya «костер», древнеяпонское
    ma-kï «хорошая древесина» (>современное японское «дрова»), тюркское ba-γ «вязанка», индонезийское bakar «жечь», удмуртское пересь «старый», ненецкое пуромзь «ржаветь», древнеяпонское puru «старый» (о вещах), тюркское burun «прежде», «раньше», индонезийское purba «старинный», мокша пора «роща», коми парма «девственный лес»,
    «возвышенность», японское pira
    «ровное место»: para «поле», «степь», индонезийское paras «ровный»: parak «сад», «плантация», тагальское parang «лес», «гористая местность»;
    финнское kasvi «растение»: kuusi
    «ель», монгольское kuši «карликовый кедр», индонезийское kusa, kuskus – виды трав, японское kusa «трава»: kusu «камфарное дерево»: kusuri
    «лекарство», чувашское kyrăk «трава», «растение».

    0
    • offen
      16 июля 2014  

      продолжение 2

      ayloq `летовка`, `летовье`, `летнее пастбище`. Заимств. из тадж. или
      тюрк., ср. тадж. (также бад., кар.)
      ayloq, yayloq `летовка` (из тюрк. –
      Doerfer. TLM 125; TM 1941);
      аналогичные заимств.: ишк. ayloq,шугн. yĕlōq, руш., хуф. yilŏq, ilŏq
      [30].
      Т.е. вся лексика, связанная с отгонно-пастбищным скотоводством и коневодством у
      ваханцев заимствована из тюркского или арабского языков.
      Возникает вопрос: почему у потомков древних андроновцев
      практически вся животноводческая
      лексика тюркская, а не иранская
      или индоарийская? Ответ очевиден: не были андроновцы ни иранцами, ни индоариями.
      О глубокой древности тюркского
      языка свидетельствуют данные Ю.
      Л. Мосенкиса. Сравните, например:
      средство передвижения: нем. kahn
      «лодка» (субстратн.), тюрк. kämä
      «лодка», баск. untzi «судно,
      корабль», абх. анышь «лодка» (при
      наличии исконного абхазского
      древнего мореплавания),
      афразийск. *’unw-(at)-«лодка»,
      кит. диалектн. cun, cung «лодка»,
      среднекит. ghang «большая лодка»,
      индонез. (о-в Сиберут ок. Суматры) kanul «деревянная лодка», америнд. аравакск. kanoa «лодка, каноэ», майя chem «лодка», с обратным порядком согласных − индоевроп. *naHu-«лодка» (с бушмено-готтентотской
      параллелью.

      0
  • offen
    16 июля 2014  

    окончание

    Вероятный тотем носителей
    общечеловеческого праязыка (ср.
    мнение о генетическом страхе
    приматов перед змеями): уж, угорь, латин. anguis, anguilla < праиндоевроп. *ngwhi, япон. unangi, onagi, рюкю nnaźi «угорь»,
    празападночадск.*n(y)iči «вид змеи», праенисейск. *?ƆngKoj «змея», айн. inoka «змей», маори noke «червяк», суахили nyoka «змея», майя nok «червяк» и др., также древнетюрк. nek «крокодил», среднекит. ngak «крокодил», с обратным порядком согласных − северобушмен. /kam,
    южнобушмен. /k’an, майя can «змея» [24].
    Немного об индоевропейском языке и генофонде индоевропейцев. У
    индоевропейских народов в
    настоящее время большие частоты
    имеют гаплогруппы R1a и R1b.
    Выше показано, что существует
    большая вероятность того, что
    изначально носители этих гаплогрупп разговаривали на
    пратюркском языке.
    Соответственно можно полагать, что носители этих гаплогрупп либо
    перешли с тюркского (пратюркского) на индоевропейский язык, либо
    индоевропейский язык – это
    тюркский язык, изменившийся в
    результате контактов с другими,
    неродственными тюркскому языками. Имеются и
    соответствующие гипотезы.
    Х.К.Уленбек [53] и Б.В.Горнунг [8]
    предполагали, что индоевропейский язык − это результат скрещивания между
    языком уральско-алтайского типа и языком типа кавказско- семитского. Ф.Кортланд отрицает генетическое родство индоевропейской,
    северокавказской и афразийской
    языковых семей: «Гипотеза что
    индоевропейский язык генетически
    связан с кавказской или семито-
    хамитской языковыми семьями
    кажется мне маловероятной. Мы
    должны принимать в расчет
    типологическое сходство
    протоиндоевропейского и
    западносеверокавказского языков.
    Это сходство может быть
    обусловлено ареальным фактором,что позволяет считать
    индоевропейский язык ветвью
    урало-алтайского языка, который
    изменился под влияние
    кавказского субстрата» [45].

    0
  • offen
    16 июля 2014  

    культура плиточников, хунну и саха

    http://forum.molgen.org/index.php?topic=269.15

    0
    • Чингиз из бани
      16 июля 2014  

      Не только интересно, но и логично по выводам.

      Первоязык был саха, который сейчас называют тюркским.

      0
    • offen
      16 июля 2014  

      если смотреть на карте по ссылке

      Хунну как-бы зажаты между жунами на юге, юэчжами на Западе (R1a), плиточниками (N) на Севере и дунху (C3) на Востоке.

      Все три гаплотипа имеются в народе саха

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        29 июля 2014  

        Хунну=Һүүнэ. Все Сакаязычные племена, то же самое можно сказать и о

        Юэчжи=Өйөөччү=союзники, те кто поддерживает и Жун=возможно враги (дьуон-дьайаан=фольк. чудовищный, страшный; дьуон-дьайаан дойду чудовищная страна.)

        0
      • тюрка она или нет?
        29 июля 2014  

        какие у неё гены?

        image

        0
  • offen
    16 июля 2014  

    разбор статьи

    тюркское arqïš «караван»,«гонец» очень подходит "аргыс" - товарищ по путешествию.

    тувинское кудурук «хвост», «охвостье» (остатки от обработки зерна)- у саха такое же кутурук с таким же значением.

    тюркское ba-γ «вязанка» - баайыллыбыт сэп

    ayloq, yayloq `летовка` (из тюрк.) - сайылык

    праенисейск. *?ƆngKoj «змея» - оҥхой үөнэ

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      29 июля 2014  

      arqïš скорее всего от слово Эргии (Эргис)

      Эргии=1)в, кружиться, крутиться, вертеться, повертываться, обращаться вокруг.
      2)оборачиваться, обращаться, поворачиваться, обертываться; обращаться к кому или чему, обращать внимание, соображаться с чем.
      3)возвращаться; возвращаться домой, на родину (во свояси).
      4) окружить,обойти, объехать кругом, с..
      5) превращаться во что, обращаться.
      К слову тюркское arqïš «караван»,«гонец», очень точно подходит САКАское слово Эргис-объехать кругом, возвращаться домой, любой караван или гонец это и делает.
      Кстати у оленеводов когда они уходят в тундру применяется это слово Аргиш.
      Кочевать по кругу по старым местам, где отросла пища для животных (ягель для оленей, трава для лошадей).
      Остальное верно)))

      0
  • offen
    29 июля 2014  

    Прародина тюрков по данным лингвистической палеонтологии

    http://istorya.ru/forum/index.php?s=801d38e057994d3c7a4f53a421030de2&showtopic=6386&page=1

    На основании археологических данных мы выяснили, что на Южном Кавказе предки современных тюркских народов примерно 7,0 тыс. лет тому назад освоили отгонное скотоводство. 6,0 тысяч лет начался распад древнетюркской общности. Часть древних тюрков по западному побережью Каспия, в поиске новых пастбищ двинулись на Север. Другая часть древних тюрков, начиная с III тыс. до н.э. переселилась на территорию Алтая и смежных регионов Южной Сибири (афанасьевцы, окуневцы, андроновцы, карасукцы и др.).
    Коренными народами Южной Сибири и прямыми потомками афанасьевцев и карасукцев являются алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары – тюркские народы Сибири. Около 500 лет тюрки Сибири стали подданными Российской империи, но до сих пор сохранили свою древнюю культуру и свой тюркский язык. Для тюркских народов Сибири мы наблюдаем общие названия явлений окружающего мира (животных и растений, разновидностей ландшафта) и видов жизнедеятельности (хозяйствования, оленеводства, охоты, рыболовства).
    Как известно на территории Сибири, равной территории всей Западной Европы, вместе с другими гражданами России живут около 1,0 млн. тюрков, то есть 0,5 % всего современного тюркского мира (в настоящее время около 200 млн. тюрков живут в Европе и Средней Азии).
    В современной исторической науке господствует гипотеза о том, что именно юг Сибири (Алтайско-Саянское нагорье) является прародиной всех тюркских народов. В последние годы некоторые российские авторы в качестве территории зарождения пратюрков называют пустыню Ордос на северо-востоке Китая.
    Исходя из нынешнего географического расселения все современные тюркские народы распределены по четырем ареально-региональным группам.

    Ареально-региональное размещение (с запада на восток) современных тюркских языков:

    I группа- Южный Кавказ и Передняя Азия-120 млн.человек: (юго - западные тюркские языки- азербайджанский, турецкий);

    II группа- Северный Кавказ, Восточная Европа- 20 млн. человек: (северо-западные тюркские языки -кумыкский, карачаевско - балкарский, ногайский, крымско-татарский, гагаузский, караимский, татарский, башкирский, чувашский):

    III группа- Центральная Азия- 60 млн. человек: (юго-восточные тюркские языки- туркменский,узбекский, уйгурский, каракалпакский, казахский, киргизский);

    IV группа – Западная Сибирь- 1 млн. человек: (северо- восточные тюркские языки -алтайский, шорский, хакасский, тувинский, тофаларский, якутский).

    Культурная лексика современных тюркских языков мной будет рассмотрена по пяти семантическим группам: флора, фауна, климат, ландшафт и хозяйственная деятельность. Анализируемая лексика разделена на три группы: общетюркская, ареальная и заимствованная.
    Общетюркскими называются слова, которые зафиксированы в древних и средневековых памятниках, а также имеют параллели в большинстве современных тюркских языков.
    Ареально-региональная лексика – слова, известные одному или нескольким современным тюркским народам, живущим на одной общей или на смежных территориях.
    Заимствованная лексика – тюркские слова иноязычного происхождения.
    Словарный состав языка отражает и хранит национальную специфику, однако во всех языках в той или иной мере имеются заимствования. Как известно, иноязычные заимствования занимают важное место в пополнении и обогащении словарного состава любого языка.

    Флора.
    Общетюркская лексика.

    Береза. Betula pendula Roth
    Распространение: Малая Азия, Кавказ, Крым, Казахстан (северная часть); Средняя Азия (Западный Тянь-Шань); европейская часть России (лесная и лесостепная области); Западная и Восточная Сибирь (исключая северные районы).

    ДТС (стр. 407)- qayınq;

    I группа -(юго-запад): азерб.- qayınağacı, турк. – akağac;

    II группа (северо-запад): кум. – kaıyn aqaç, кар.балк. - kayın, ногай. – qayınq,
    гаг.-kayın, крым.тат. - aqqayın, караим. – akağac, башк. – qayın, татар. – qayın, чув.- xurăn;

    III группа (юго-восток): туркм.- qayınq, узб. - qeyin, уйг. - qeyin, каракалп. - qayınq,
    каз.- qayınq, кирг.- qayınq;

    IV группа: (северо-восток): алт.- qayınq, шор.- kazınq, хак.- xazınq, тув.- xadınq, тоф.-kadınq, якут.- xatınq (хатыҥ);

    В азербайджанском языке есть и другое название берёзы- “toz ağacı”, то есть берестяное дерево (береста - верхний, светлый слой березовой коры). У южных соседей азербайджанцев – персов одно из названий березы- “tus”.
    Во многих тюркских языках бересту обозначают словом “toz”: азерб.- toz, татар.- tuz, башкир.- tuz, каракалп. – toz, каз.- toz, кирг.- toz, алт.- tos, шор.- tos, хак.- tos, тув.- tos, тоф.- dos, якут.- tuos (туос). В словаре Махмуда Кашгари toz –«полоска для обертывания лука».
    Известный немецкий тюрколог Г.Дёрфер пишет, что персы словом “qayın” называют дрова берёзового дерева.
    Необходимо отметить, что берёза не растёт также и на нынешней родине персов в Хорасане, поэтому можно предположить, что тюркские слова qayin, toz они заимствовали у своих северных соседей- далёких предков азербайджанцев, примерно 3000 лет тому назад, при переселении на новые территории.
    Польский лингвист Кшановский О. Ч. в статье «Персидско - азербайджанское языковое контактирование и структура морфологического типа персидского языка» пишет: «Несмотря на существенные расхождения взглядов ученых на предысторию взаимоотношений и контактирования азербайджанского и персидского языков, все они сходятся в том, что азербайджаноязычное и персоязычное население в течении длительного времени (согласно некоторым версиям - 25 веков) находится в беспре­рывном проксимальном контактировании».

    0
  • offen
    29 июля 2014  

    остальные злаки и растения

    Пшеница. Triticum durum Desf.
    ДТС (стр.120) - buğday;
    IV группа (северо-восток) - Сибирь: алт.- buuday, шор.- puğday, хак.- puğday, тув.- kızıltas,
    тоф.- şiise, якут.- seliehiney (сэлиэһинэй);

    Ячмень. Hordeum L.
    IV группа (северо-восток) - Сибирь: алт.- arba, шор.- aş, хак.- köçe, тув.- arbay,
    тоф.- ячмень, якут.- neçimen (нэчимиэн);

    Просо. Panicum miliaceum L.
    IV группа (северо-восток) - Сибирь: алт.- taraan, шор.- tarı, хак.- tarığ, тув.- taraa, тоф.- darığ, якут.- taraan üöre (тараан үөрэ);

    Кедр. Pínus sibírica.
    IV группа (северо-восток) - Сибирь: алт.- möş, шор.- quzuk, хак.- xuzux ağazı, тув.- pöş,
    тоф.- boş, якут.- sıalaax mas (сыалаах мас);

    Лиственница. Larix sibirica.
    IV группа: (северо-восток): алт.- tıt, шор.- tıt, хак.- tıt, тув.- dıt, тоф.- tıt, якут.- tiit;

    Черемша. Allium altaicum Pallas.
    IV группа (северо-восток) - Сибирь: алт.- kalma, шор.- kalba, хак.- xalba,
    тув.- xılba, тоф.- hılba, якут.- çoçunaax (чочунаах);

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      29 июля 2014  

      Самый древние семена ячменя 20 тыс. давности были найдены в

      желудке мамонта.
      Нэчимиэн-саха бурдуга, как писал Пекарский.

      0
    • СуоК
      29 июля 2014  

      \ якут.- çoçunaax (чочунаах);\

      Чочунаах т.е. дикий чеснок.

      0
  • offen
    29 июля 2014  

    Интерпретация терминов АВЕСТЫ

    Историк-гуманист А. Тойнби, группа историков современного Казах­стана, авестологи М.Бойс, Дж.В. Уотерхауз, И.М. Стеблин-Каменский и дру­гие ученые в своих исследованиях показали, что пророк огнепоклонства ― Заратуштра по происхождению является из прототюркских, по всей вероят­ности сакских племен, которые проживали на современной территории современного Казахстана, Азербайджана и других Центрально-Азиатских стран, примерно, во втором тысячелетии до н. э. [1].

    Изучение текста «Авесты» показало, что он был вынужден покинуть свою родину из-за нажима со стороны сторонников более ранней веры, как мы считаем, ― тэнгрианства, и из Турана ушел в Иран, где его вера гораздо позже стала государственной религией Ахемендов.

    Для анализа проблемы были приняты тексты «Авесты», переведенные на русский язык [2], в которой присутствуют термины, понятия учения Зара­туштры. Для анализа их были изучены и использованы материалы таких специалистов по прото- и древнетюркскому языкам, как Н.А. Баскаков, Н.З. Гаджиева, Б.А. Серебренникова [3]. А также монографическое исследование автора данной статьи, который производил свое исследование по данной теме на казахском языке [4].

    Современные авестологи утверждают, что примерно одна треть текста наиболее древней части «Авесты», которая была сочинена самим пророком, в настоящее время остается не понятной [5]. В то же время, насколько нам известно, эти непонятные теперь термины, понятия не были изучены с позиции прототюркского, скорее древнетюркского языков. И автор данной статьи предпринял попытку интерпретировать самые важные понятия текста «Авесты» с позиции этих языков.

    Научными положениями, из которых мы исходили в осуществлении нашего исследования следующие: 1) после последнего ледникового периода истории человечества, началом для многих современных евразийских этносов и языков в древности была небольшая этническая группа и ее язык, которые в древности сохра­нились в Алтае, затем распространились в восточном, южном и западном направлениях евразийского контингента, увеличивая их разнообразие; 2) древние слова в различных языках, в том числе прототюркских и древнетюркских, которые состоят из двух трех звуков, представляют собой наиболее архаичные рудименты более поздних тюркских (возможно и иных групп языков евразийских народов) слов, которые тысячелетиями почти не менялись по значению; они претерпели лишь небольшие аллофонные изменения; 3) контаминационные соединения двух-трех слов, в прошлом порождавшие новые слова, позволяют обнаруживать их этимологическое происхождение путем котрконтамина­ионного расчленения на составные части; 4) увеличение количества более поздних тюркских (в том числе казахских) до 11 гласных и 22 согласных фонем происходило путем аллофо­низации из первоначальных 8 гласных и 14 согласных [6]; 5) в нашем исследовании особо важную роль играет такой аффикс прото- и древнетюркского языков, как “ä”, который в древности был использован как префикс и суффикс, и обозначал многократное, длитель­ное и вневременное (дуративное) значение; он позже был вытеснен из упо­требления другими, более активными и точ­ными во временном отно­шении, аффиксами; такую же судьбу претерпели аллофонные аффиксы “аn” и его аблаут “әn”, которые обозначали множес­твенное число в префиксной и суффиксной формах потребления [7]; 6) в прото- и древнетюркских языках преобладали простые пред­ложения, без аф­фиксов и союзов, слова легко связывались в именительном подеже, вариации значения определялись изменением последовательности употребляемых слов [8]; 7) устные предания, особенно религиозные тексты (как текст “Авес­ты”), произведенные в стихотворной форме обладают такой же силой точности и археологичности, как древние письменные и иные материаль­ные источники древности; над ними можно поизвести исследовательские работы, как аутен­тично сохранившиеся в себе духовно-ментальные памятники прошлой исто­рии.

    По нашему мнению, можно предположить, что, во-первых, пророк древней веры огнепоклонства Заратуштра (4-5 тысячелетий тому назад) родом был из страны саков, который свою веру изложил в стихотворной форме на прототюркском языке; во-вторых, он был вынужден переехать в страну предков современных иранцев из-за конкурентного преследования со стороны авторитетов тэнгрианства; в-третьих, в тот период языки этих соседних народов сосуществовали как аддстратные (использование различных языков в равной мере) языки; в-четвертых, со временем, когда туранские и иранские народы стали отделяться друг от друга, особенно после формирования персидской империи Курушом (Киром) II и Дарием, различия языков усилились, а первоначальный стихотворный текст «Авесты», переданный из уст в уста наизусть, сохранил первоначальные термины и понятия, которые восходят к прото- и древнетюркским языкам.

    Таким образом, перейдем к рассмотрению исходных положений. В пределах одной статьи невозможно привести подробное и обоснование изложение всех положений для проверки выдвинутых предположений. Такое исследование было проведено в отдельной монографии [9]. Здесь нам предстоит показать лишь основные результаты, которые нами были достигнуты на основе материалов и теоретико-методологических средств, указанные выше.

    Понятие Заратуштра. В современной литературе по авестологии существуют совершенно разнородные трактовки значения самого имени пророка ― Заратуштра. Наиболее простое и прямое понимание ― это использование значений простых составных (контаминационных) слов из современного языка фарси. При этом само слово «Зара», различными авторами трактуется по-разному: «Старый» (И. Стеблин-Каменский), «Свирепый» (Дж. В. Уотерхауз), «Желтый» (С.Х. Джабвала). А со второй половиной контаминации, ― «уштра» по­везло больше, ― все согласны, что это слово означает «верблюд». С.Х. Джабвала приводит мнение одного дастура (священнослужителя зороастризма), который, ссылаясь на наиболее древний источник «Аин-е-Аин» («Книга Законов»), считал, что «Заратуштра» означает «Созданный Первым», «Первый Обладатель Мудростью» [10].

    Приведенные контрконтаминационные приемы анализа значения имени пророка слабые, менее состоятельные, чем тот вариант, который выдвигает дастур. Дело в том, что, как признают сами авестологи (о чем заметили выше: 3), как язык авесты оказался забытым, так и сам народ «авеста» очень давно исчез. Это предположение вызывает большие сомнения в следующих отношениях: а) в самом тексте «Авесты» расшифровка значения имени пророка не дается; б) если авестинский язык исчез давно, то каким образом можно конструировать из современного языка фарси значения имени пророка, данного ему на том языке, которого теперь никто не знает; в) каким образом случилось так, что и народ, у которого родился такой знаменитый во весь мир пророк, мог исчезнуть; к тому же в письменной или устной истории нет данных о том, когда и как исчез этот народ; г) на языке авесты кроме «Авесты» не сохранились иные фольклорные, литературные источники.

    По нашему мнению, имя Заратуштра в тюрко-язычном контексте имеет гораздо более серьезное значение, чем спутывание с цветами и верблюдом. Слово «Заратуштра», во-первых, нужно расчленять в следующем виде контаминации: «Зарату+ш+тр+а», во-вторых, следует учесть следующие значения, встречающиеся в прото-, древн-, даже современных тюркских языках Тюркские согласные звуки «ы/у» [транс­крипций близкие к: (ə)i/u] часто могут пропадать при произношении в ином языке тех слов, в котором они есть. В-третьих, в древнетюркских языках «ж» и «з» были аллофонами одного звука, они и сейчас легко взаимозаменяемы.

    Если подходить к имени «Зарату+ш+тр+а» с учетом указанных осо­бенностей прото- и древнетюркского языков, то его можно представить в следующих вариантах интерпретаций. «З/Жарату» означает «Создать», а «Жарату+ш(ы)» ― «Создатель», в смысле «Творец-Бог». А «т(ы/у)р» озна­чает «вставать, стоять», в значении “находиться, наличествовать без сомне­ния, как истина”. Соответственно, «Т(ы/у)р+а» ― «прямо», «правда», «исти­на». Тут древнетюркский суффикс «а» данному слову придает усили­вающее “незави­симости от времени, вечности истины” значение. Если это слово представить еще в одном таком значении, как: «тура(лы)» [суффикс “лы” считается, как бы, более позднего происхождения; а если допустить, что он был и в более ранний период древнетюркского языка] ― “говорить о…”.

    И так, контаминационная трактовка имени пророка назван­ного в староперсидском языке «Заратуштра» в прото- и древнетюркском языках означает “Создатель” или “(Правду говорящий) О Создателе”. Это вполне соответствует сути религиозных учений, в которых имена пророков и названия веры, божества совпадают, как, например, Будда и буддизм, Христос и христианство, Мани и манихейство и другие.

    Как нам кажется, наш вариант интерпретации значения имени Зара­туштра является наиболее близким к смыслу самой религии, чем его такие иноязычные вариаций, как: Зердешт, Зордост, Джартост, Заротар, Зороастр и др., в которых не раскрываются какие-либо смысловые значения имен.

    Если попытаться еще глубже во времени спускаться к корням слов, из которых смогли происходить составные моменты имени Заратуштра в прото- и древнетюркском языках, то можно представить такие версии его контаминации. С учетом следующих аллофонных взаимозамен(яемостей) таких звуков, как «з/ж» и «а/е» в древнем языке, первый слог «Зар» имени пророка можно представить в двух значениях: «Жар» ― “скала” и «жер» ― “Земля (планета Земля)”. «Ат» также имеет несколько значений, из которых в нашем случае наиболее подходят такие, как: “выбрасывать (создавать вдруг)”, “имя (при­дать имя созданному)”. Если вспомним, что в древности само изборетение слова, дать название чему-либо, имени кому-либо было почти равно­значными с изобретением самих феноменов, то в данных составных словах первой половины имени “Зар+ат”-уштра присутствуют большие архети­пические и рудиментные значения.

    «Авеста» как название учения Заратуштры. Как уже неоднократно отметили, у авестологов принято считать, как название некогда исчезнувшего народа, его языка. По нашему мнению, это еще одна слабость современных авестологов, которые не пытались до сих пор вникать в языковой строй этого учения с позиций прото- и древнетюркского языка.

    Наш вариант понимания этого слова опирается на аллофонные для современного тюркского языка варианты звуков «в» на «б» и «е» на «а» (возможно, в прошлом такой замены не требовалось). Тогда слово «Авеста», произносимое на казахском языке, могло иметь форму «А+баста». В последнем случае данное слово будет означать «Баста» ― «Изначально», префикс «А» имеет усиливающий значения и смысла слова, следующего за ним. Тогда «Авеста» будет означать “То, что было изначально (как мир, бытие воз­никло)”. Это значение возникновения бытия изначально можно встре­тить во вступительной части всемирно известной поэмы «Шахнаме», поэти­ческой истории персидского мира, последнего певца зороастризма Фирдоуси.

    «Ахура мазда» ― имя бога Создателя, считается одним из безвозвратно забытых слов, якобы авестийского языка. В современной авестологии данное название переводится не по коренному значению, как «Господь мудрость». На самом деле вторая часть этого имени «мазда» в прото- и древнетюркском, а также и в современных тюркских языках (в частности, на казахском) означает “бездымное, приятно греющее состояние горящего огня-пламени”. Перед таким огнем-пламенем можно предаваться размышлениям, долгому разговору. Если мы вспомним, что учение Заратуштры есть учение огня, то «мазда(у)» есть самое оптимальное и приятное состояние для человека, который поклоняется ему. Естественно, эту фазу горения надо воспринимать не в буквальном смысле слова, и не как отдельно взятого костра, очага, а как роль Огня в целом, как источника всего что есть на свете, как основа не только материальности, но и бытия в целом. Огонь, тепло ― источник жизни, тепло в живом организме (у трупа нет этого тепла ― огня-жизни).

    Слово «Ахура» необходимо представить в виде «А+хур+а», если пер­вый и последний аффиксы представим как смысловое значение созида­тельной деятельности Творца, как “вневременная деятельность Созда­теля, как в начале всего, так и в бесконечном продолжении бытия”.

    «Хур» [Құр] ― на древнем и современном тюркском языках означает “Строить, конструировать”. Тут, по нашему мнению, ничего не надо добав­лять, объяснять дополнительно. В целом «Ахура мазда» теперь становится ясным «Созидать бытие огнем [источником благотворного огня, тепла]».

    «Анхра майню» ― имя бога разрушителя, ― антипода Ахуры мазды. И имя этого бога в современной авестологии расшифровывается не по прямому значению, а по смыслу. А если взглянем в языковой строй прото- и древнетюркского языка, то контаминационный строй первой части слова «Ан+хр+а» приобретает следующее значение. Как специально указывали во вводной части настоящей статьи, «ан» в прошлом означало “множес­твенное число”. Оно могло быть как в качестве суффикса, так и префикса.

    «Хр» [Қр] в прошлом и в настоящее время означает одно и то же “уничтожать, ликвидировать все подряд”. Тут мы сможем усиливать следую­щие нюансы внутреннего строя данного слова. Почему «ан» ― “множес­твенное число” расположено как префикс, а суффикс «а» ― “постоянство, вневременность” расположено в конце. Обычно уничтожается то, что уже имеется, то, что кем-то уже создано, сотворено. Анхра майню, как бог антипод Ахуры мазды, уничтожает то, что создал последний. Поэтому, Анхра майню возникает и действует после того, как богом Творцом уже создано нечто. Его уничтожающая деятельность продолжается до тех пор, пока будет создавать бог Творец. Следовательно, «а» ― “вневременная, бесконечная деятель­ность” Анхра майню попадает во второй половине его активности.

    «Майню» ― вторая половина имени бога Анхра также поддается опре­деленной трактовке. Однако, следует сделать некоторые предварительные уточнения. Во-первых, следует помнить, что Заратуштра, поклонник огня, признавал главным Творящим божеством Солнце ― Главное све­тило небосвода. Луна, одно из главных божеств тэнгрианства, противников Заратуштры – покровитель мрака, сторонница отрицательных сил. Во-вторых, для прото- и древнетюркского языков не характерны слова, начинающиеся со звуков «л», «м» и «н». Как правило, им предшествует один из соглас­ных звуков, например, «а», «у», «і» «u» и другие.

    На наш взгляд, в данном случае «майню» имеет такую версию по звуковому строю «I/Um+aj+i/un+iu». Его первая часть ― «I/Um» имеет значение “знак, знамение, стремление”; «aj» ― “Луна”; «i/un» ― “гнездо”, “логово”; «iu» ― “завернуть, гнуть”, а если последнее слово представить как один звук «i» и принять его как частица слова, то он представляет собой “суффикс притя­жательного местоимения”. Таким образом, если те­перь попытаемся привести в единый смысловой строй контаминационное слова в интерпретированном виде, то его можно понять как “Луна как знамение, возвращающее все в исходное состояние, в ничто, в уничтоженность”.

    Иным вариантом представления слова «майнию» могла быть более сокращенная версия “мани”, т. е. “сущность, смысл, главное значение”. Однако, как мы полагаем, подобные абстрактные предс­тавления сформировались на более познем этапе формирования абстракт­ных понятий на древнетюркском языке. Поэтому ему в большей мере был присущ раз­вернутый семантический строй, образец которого мы представили в предыдущем абзаце.

    Естественно, в последнем вольном варианте интерпретации уязви­мых для критики мест довольно много, однако, в условиях отсутствия иных более удов­летворительных объяснений, считаем, что наша трактовка имеет опре­делен­ный смысл. Тут нам следовало бы выходить за пределы непосред­ствен­ных трактовок этимологии слов и терминов, и представить более широкий спектр противоречий, доходивших до прямых столкновений между зороас­тризмом и тэнгрианством. Ведь именно в противоборстве с тэнгрианством Заратуштра создал свое учение, именно из-за этого он был изгнан из своей ро­дины в соседнюю страну ― в страну современных иран­цев, именно из-за этой борьбы, в конце концов, пророка убил “Крупный (известный, бард) баксы [шаман] туранец” ― «Рвахш Тур» [«Ijri Bakhshy Tur(-an man)»], убил «булатнарсе» ― “стальной вещью”, значит, ― кинжалом.

    В нашем монографическом исследовании были представлены и другие понятия, термины, которые имеются в тексте «Авеста», в контексте прото- и древнетюркского языков. Однако они заняли бы большое место для статьи.

    Идейно-идеологический контекст учения зороастризма, развившийся в противоречии с тэнгрианством, представляет собой особую проблему. Это уже исследование, заслуживающее отдельного исследования.

    0
    • offen
      30 июля 2014  

      саха тылыгар чугаhыттаххына

      «жер» ― “Земля (планета Земля)”. «Ат» также имеет несколько значений, из которых в нашем случае наиболее подходят такие, как: “выбрасывать (создавать вдруг)”, “имя (при­дать имя созданному)”«жер» ― “Земля (планета Земля)”. «Ат» также имеет несколько значений, из которых в нашем случае наиболее подходят такие, как: “выбрасывать (создавать вдруг)”, “имя (при­дать имя созданному)”«жер» ― “Земля (планета Земля)”. «Ат» также имеет несколько значений, из которых в нашем случае наиболее подходят такие, как: “выбрасывать (создавать вдруг)”, “имя (при­дать имя созданному)”
      Сир + аат + уустара

      Его первая часть ― «I/Um» имеет значение “знак, знамение, стремление”; «aj» ― “Луна”; «i/un» ― “гнездо”, “логово”;
      Ый +уйа

      0
  • offen
    1 августа 2014  

    New dedicated page for Y-haplogroup N1c (перевод работы)

    Новая специальная страница для Y-гаплогруппы N1C

    Вообще это понимать, что якуты получил свой язык от тюркоязычных спасающихся от монголов 700 лет назад. Будь они получили N1c1, что слишком неизвестно без древней ДНК из Саха-Якутия. Как видно, в случае венгров, группа может изменить язык без случае, оставляя значительный сигнал Y-ДНК. Независимо от того, приехали Якутский N1c1 от Байкала во монгольских нашествий или был там, прежде чем они стали тюркоязычными, это отошла от N1c1 найденного в индоевропейской и уральских говоря популяций Европы, возможно, 7000 лет назад, в соответствии с STR-расчетами @ molgen. Последние не имеют L1355 + или L1356 +, которые можно найти в члены Якутского филиала и все L1026 + а Якутский филиал не является. Редактировать. по-видимому, любители не являются единственными, кто поймал на том, что. Исследование, опубликованное в Российской Журнале генетической генеалогии (на русском, "Внутренняя структура якутской ветви гаплогруппы N1c1 Y-хромосомы", Адамов 2014) обнаружили, что, кажется, определяющую SNP (M2019) для якутского филиала, которая отделяет его от других. Все образцы якутских были также M2020 +, тогда как другие клады N1c1 не были, и дополнительно подструктуры с якутов расщепления в M1933 ​​+ и M1991 + отраслях. Место известно история, в свете того, что многие уникальные SNP и других различий филиал Якутского не предком более распространенных клады, но положить конец одной миграционной путь к югу от Сахары R1b-V88.

    Независимо от того, приехали Якутский N1c1 от Байкала во монгольских нашествий или был там, прежде чем они стали тюркоязычными, это отошла от N1c1 найденного в индоевропейской и уральских говоря популяций Европы, возможно, 7000 лет назад, в соответствии с STR-расчетами @ molgen. Последние не имеют L1355 + или L1356 +, которые можно найти в члены Якутского филиала и все L1026 + а Якутский филиал не является. Редактировать. по-видимому, любители не являются единственными, кто поймал на том, что. Исследование, опубликованное в Российской Журнале генетической генеалогии (на русском, "Внутренняя структура якутской ветви гаплогруппы N1c1 Y-хромосомы", Адамов 2014) обнаружили, что, кажется, определяющую SNP (M2019) для якутского филиала, которая отделяет его от других. Установка известную историю, в свете, что и другие различия отраслевых Якутская не предком более распространенными клады, но конец один миграционного пути, как к югу от Сахары R1b-V88. 7000 лет назад? это означает, что они, вероятно, никогда не делали это на запад до Европы?

    по-видимому, любители не являются единственными, кто поймал на том, что. Исследование, опубликованное в Российской Журнале генетической генеалогии (на русском, "Внутренняя структура якутской ветви гаплогруппы N1c1 Y-хромосомы", Адамов 2014) обнаружили, что, кажется, определяющую SNP (M2019) для якутского филиала, которая отделяет его от других. Установка известную историю, в свете, что и другие различия отраслевых Якутская не предком более распространенными клады, но конец один миграционного пути, как к югу от Сахары R1b-V88. Не совсем; Сценарий R1b раскол [P25 (M415)] на два изменению. миграционные маршруты; Сценарий N1c1 то же самое миграционный путь с изменению. из ветвей от нее; И филиал Якутского (как таковой), конечно, не предком других, но то, что создано отделение Якутского выше в равной степени предком других отраслей;

    Не совсем; Сценарий R1b раскол [P25 (M415)] на два изменению. миграционные маршруты; Сценарий N1c1 то же самое миграционный путь с изменению. из ветвей от нее; И филиал Якутского (как таковой), конечно, не предком других, но то, что создано отделение Якутского выше в равной степени предком других отраслей; Генетически, что ситуация похожа на то, как R1b (M415) в равной степени предком V88 и P297. Географические различия в миграционных путей по сравнению по сравнению, главное отличие между расколов R1b (V88) и N1c1 (M2019) от других является то, что мужчины проведения бывший путешествовал больше расстояние прежде чем успокоиться.

    http://www.eupedia.com/forum/archive/index.php/t-29831.html?s=06abc8174aab097b2bbdfbb01cdf7dbb

    0
  • offen
    2 августа 2014  

    кого опасаться при массовой драке?

    В Москве на круглом столе обсудили недавний инцидент в турецком Кемере, где, согласно сообщениям СМИ, произошла драка между россиянами и украинцами.

    "Если вы едете компанией и при этом пьете (а как без этого?), то вероятность конфликтов очень высока", - предупредил психолог Константин Шадрин. По его словам, если рассматривать психотипы россиян, то наиболее конфликтными на отдыхе оказываются мужчины среднего роста, с кривыми ногами, русыми волосами и плотного телосложения. Самое опасное, если при всех этих признаках кожа мужчины имеет розоватый оттенок.

    "Есть семь типов людей, так называемые соматипы - соматип зависит от гормонов, которые преобладают. Последние исследования говорят, что все конфликты - это конфликты на гормональном уровне, биологическая несовместимость", - сообщил Шадрин.

    Из семи типов только три склонны к дракам. Из них два - наиболее конфликтные. "Самый опасный в этом отношении соматип - адреналиновый, - рассказал Константин Шадрин. - Это люди, у которых слишком много мужского гормона тестостерона: классические брутальные мужчины плотного телосложения. Нередко они с кривыми ногами и очень взрывные".

    Второй конфликтный тип - окситоциновый. Окситоцин вырабатывает задняя доля гипофиза. У таких людей широкое мировоззрение, большая грудная клетка, мощный голос и стремление всеми руководить, все организовывать и при этом у этих людей большое самомнение. Плюс эти люди хотят, чтобы было хорошо и им, и окружающим. Вот только это "хорошо" для окружающих они часто понимают на свой манер.

    "Окситоциновые люди часто выступают в драке провокаторами, особенно если такой человек выпил - он легко может собрать народ и на что-то вдохновить: ребята, наших бьют! И народ пойдет за ним. Если массовая драка, то без окситоциновых точно не обошлось - гулять, так гулять! Эй, ухнем! Или если встретился с другим таким же окситоциновым типом. Тогда они начнут выяснять, кто из них круче", - пояснил специалист.

    Третий, уже намного менее опасный (но все-таки опасный) тип - эстрогеновый. Это люди по натуре очень добрые, у женщин этого типа широкие бедра, и все они такие мягкие и заботливые. И все же в редких случаях они становятся очень агрессивными: "В обычной жизни в силу прирожденной вежливости они не могут высказать окружающим то, что про них думают. Копят, копят внутри себя, и в один момент это всё выливается".

    Следующие четыре типа в плане драк безопасны. Например, лимфоидный, или мелатониновый, тип - эти люди медлительны, склонны к накоплению воды. Если где-то зреет драка, они тихо ретируются. Был в центре заварушки, но не участвовал. Тиреоидный тип - это худые люди с изящными лодыжкими. Они активно жестикулируют, говорливые, коммуникабельные, часто успешные в торговле. Такие в драку точно не полезут - если их кто-то обидел, они затаятся и устроят пакость исподтишка.

    Соматотропный тип - это высокие худые люди с тонкими губами. Седьмой тип, самый редкий – МСГ (меланиностимулирующий гормон). Гормон средней доли гипофиза дает много позитивных эмоций. Эти люди все время улыбаются, радуются жизни. Для них главная опасность на отдыхе - профукать все деньги, да и путевку они покупают самую дорогую.

    По словам психолога, с окситациновыми и адреналиновыми типами лучше не отдыхать: адреналиновые начнут нарываться на драку, а окситациновые будут пить и всех кормить вокруг. "Если окситациновый человек ввязался с вами в конфликт – его надо похвалить. Сказать: вы человек уважаемый. И сразу нет конфликта. Он к вам тоже сразу будет расположен", - порекомендовал Шадрин.

    Эстрагеновый в пьяном виде просто зверь. "Ему вообще не надо давать пить. В случае конфликта давить на жалость: это же собачки, это же дети, неужели вам не жалко? Если нет детей, говорить: это же тоже человек, он сюда на отдых приехал".

    Одним словом, опасайтесь брутальных блондинов и светло-русых с кривыми ногами и розовой кожей: побьют. Худые мужчины маленького роста не побьют, но напакостят. Самые безопасные - высокие худые мужчины с темными волосами. Это верный признак не агрессивности.

    Есть общеизвестное мнение, что полные люди менее агрессивны, в отличие от худых. "На самом деле отличаются они не степенью злобы, а активностью. Полные люди обычно не пытаются изменить этот мир, их кредо - "Ну случилось и случилось", "Я так и знал". Худые не собираются ни с чем мириться", - заключил Шадрин.

    0
  • offen
    2 августа 2014  

    Местонахождение самых древних захоронений саха (XV-XVII века) из Таттинского улуса

    http://old.s-vfu.ru/science/aic/mip/genodiagnostika/statyi/N1c1_u_yakutov_Adamov.pdf
    1. Структура гаплотипов саха N1c1

    17-маркерный предковый гаплотип Y- хромосомы саха (якутов) N1c1 в соответствии с используемым порядком следования STR локусов выглядит следующим образом:
    14-11-13-14-18-23-11-16-14-14-11-10- 19-14-16-22-11.

    Он отличается от предкового гаплотипа
    всей гаплогруппы N1c1:
    14-11-13-14-16-23-11-14-14-14-10-10- 19-14-17-22-11.

    Основные различия: у саха DYS389B=18 вместо 16 и DYS392=16 вместо 14.

    Из-за генетических мутаций часть гаплотипов саха N1c1 отличается от предкового.
    Как правило, у саха тандемные повторы в локусах ограничены одним мутационным шагом. Наибольшее разнообразие по 17- маркерным гаплотипам наблюдается по маркерам DYS392 и DYS389B (Theves et al., 2010), которые и определяют основные субклады (ветви) гаплогруппы N1c1 у саха. Поэтому дальнейшее изложение будет сосредоточено именно на эти два STR локуса - DYS392 и DYS389B.

    Обсуждение

    Местонахождение самых древних захоронений саха (XV-XVII века) из Таттинского улуса (Распоряжение Правительства РС(Я) от 24.04.2008 № 402-р):

    Батта Чаранга (Batta Charana), Буогарыма (Bouogaryma), Сэттэ Тумул (Sette Toumoul) – на территории Жулейского наслега (с. Туора- Кюель),
    Кус Чаарбыт (Kous Tcharbyt), Нелегер (Nelegher), Орто-Арыы (Orto Aryy) – на территории Баягинского наслега (с. Томтор).

    Исходя из географического расположения этих наслегов, можно предположить, что субклад с DYS392=15 и DYS389B=17 характери-
    зует мужскую популяцию баягантайцев и родственных им родов (например, «бетунцев» и «баксинцев» ясачных записей). Его условно можно назвать «род Омогоя» по имени легендарного предка баягантайцев.
    Такое предположение хорошо согласуется с распределением гаплотипов (7) из с. Чыаппара, в котором частота STR гаплотипов (15, 17) составляет 55%. Алагарский наслег (с. Чыаппара) располагается недалеко от терри-
    тории бывшего Баягантайского улуса (Слепцов, 2004) и соседствует с Бахсытским наслегом.

    Отметим, что самые древние гаплотипы саха из Чурапчинского улуса - Дьюссюлен (Djussu Len) и Тиит Баппыт (Tyyt Bappyt), - из захоронений на территории Болтогинского наслега (с. Харбала 2-я), это бывший Боту-
    русский улус. Местность Дьараама (Jarama) c захоронениями XVIII века на самом деле находится на территории Мегино-Кангаласского
    улуса (Федорова, 2008). Гаплотипы из этих захоронений имеют число STR-повторов в локусе DYS392, равное 16.

    Предковый гаплотип с DYS392=16 и DYS389B=18 обнаружен французами у древних кангаласцев и большинства ботурусцев.
    В настоящее время он наблюдается у половины мужчин саха. Ветвь, состоящую из таких гаплотипов, можно назвать «род Эллэя», можно назвать «род Эллэя»...

    0
  • offen
    2 августа 2014  

    Выводы Адамова

    Благодаря совместному анализу всей совокупности имеющихся в
    открытом доступе данныx по полиморфизму Y-хромосомы ТМ народов
    можно сделать следующие основные выводы:
    1. Основные гаплогруппы ТМ народов – С3*(хС3с), С3с, N1b.
    Распространенность гаплогрупп С3с и N1b снижается от северных
    тунгусов (эвенков и эвенов) к южным – маньчжурам и сибо, а относительная доля гаплогруппы С3*(хС3с), наоборот, повышается.
    2. Гаплогруппа С3с выявлена у всех ТМ народов. Популяции северных
    ТМ народов, в недавнем прошлом кочевых охотников и оленеводов,
    молодые из - за многочисленных «бутылочных горлышек», связанных
    с миграциями, эпидемиями, голодом, войнами, ассимиляцией и т.д.
    Время коалесценции некоторых популяций ТМ народов хорошо согласуется
    с известными историческими фактами: эвенков С3с Подкаменной Тунгуски
    160+/-90 лет назад – с переселением ангарских эвенков на слабозаселенную Подкаменную Тунгуску в конце XVIII века, центральных
    эвенов С3с 490+/-250 лет – с эпидемией оспы 1650-1653 годов, орочонов
    С3 с КНР 410+/-210 лет – с массовой миграцией эвенкийских родов с Вилюя на Амур в конце XVII – конце XVIII веков.

    0
  • 9
    2 августа 2014  

    оппочка, а тебе какое дело до тюрков?

    Что ты всё о тюрках тут темы создаешь? Приберись лучше в чуме, чумработница ты наша чукчаночка,

    0
    • offen
      2 августа 2014  

      (80.83.238.48) ti наверное чукоч или увын с вилюйской группы улусов?

      был тут алкаш oidov оттуда, тяпал сосранья, пытался вспомнить прочитанное 50 лет назад и уходил спать...)))

      0
  • ботаник
    15 мая  

    А были ли у ранних гаплогрупп языки вообще и не общались ли они как то по другому.

    0
Ответ на тему: корреляция языковых семей и Ү-гаплогрупп
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания