Запорожцы потомки турок
Осман  -  4 мая 2014 10:32   1866

Военный прием "казачий спас" в бою был полной неожиданностью для противника. В бою запорожский казак мог сделать вот такой прыжок и выбить противника, а то и сразу двух. Вот для этого и нужны были казаку широченные шаровары, которые позволяли делать шпагат – и не на полу спортзала, а в воздухе. Такую "фигуру" делают, когда танцуют национальный танец "гопак". Рисунок с сайта: http://numerologic.ucoz.ru/pub
Больше всего одежда запорожских казаков похожа на национальную одежду турок. Все у запорожского казака турецкое – кобза, жупан, сабля, шаровары. И это неслучайно. Так кто же они, запорожские казаки? Скорее всего, они потомки турок – некогда воины Османской империи, по какой-то причине не принявшие ислам, а принявшие христианскую веру. Вероятно, на этой религиозной почве они и откололись от Турции – так сказать, религиозный сепаратизм. Однако ряд ученых считают, что шаровары носили в Киевской Руси в Х веке, поэтому, дескать, украинцы позаимствовали моду на шаровары не у турок. Считают, что этот элемент одежды был позаимствован у сарматов или скифов, о чем свидетельствует множество изображений последних, одетых в просторные штаны. Очевидно одежда, которая стала национальной для украинцев, была популярна не только на территории современной Украины задолго до возникновения Запорожской Сечи. Но почему-то в Новгородской и Московской Руси моды на шаровары не возникло, хотя вроде бы рюриковичи пришли в Киев оттуда. В Скандинавии викинги тоже такие штаны не носили. (Использована информация с сайта: http://www.day.kiev.ua/)
Происхождение слова «гуцулы», как и самого этноса, загадочно и спорно. Одни связывают его со словом «гоцалы» (вроде бы так в старину называли Карпаты), другие – с «кочулами» (кочевниками), а кое-кому из ученых в слове "гуцул" слышатся отголоски румынского hocul (разбойник). Строгий подсчет численности этого этноса не ведется, поскольку в официальных отчетных документах не существует и понятия «гуцулы» (при переписи они регистрируются как украинцы, хотя шаровары не носят). Гуцулы считаются автохтонным населением Украинских Карпат. Наверное, гуцулы – один из самых древних и интересных этносов Украины. Благодаря определенной географической изолированности, они смогли уберечь в своей культуре и обычаях славянские черты, давно утерянные жителями долин.
В верованиях гуцулов значительное место занимает демонология, а также пережитки мужского тайного союза "Аркан", а музыка одноименного танца "Аркан" тождественна кельтскому "Ev Sistr". Но гуцульский танец без слов, в то время как кельтский аналог является застольной песней. По-преданию, гуцулов научили этому танцу богатыри, спустившиеся с гор (явный намёк на кельтскую Лука-Райковецкую археологическую культуру Карпат и Прикарпатья).
Считается, что гуцулы – это древнейший славянский этнос. Однако это вряд ли чистокровные славяне. Даже за последние 2 тысячи лет столько этнических волн прокатывалось по Карпатам! Были здесь и скифы, и гунны, и монголы. И не только стиль и мотивы украшения одежды оставляли здесь пришельцы. Оставляли они в этнических карпатских популяциях и свои гены.
Надежные документальные свидетельства о самостоятельных казачьих объединениях относятся к концу века XV в. Именно в XV в. монголо-татарское государство, владевшее территорией от Днестра до Хуанхэ, пришло в упадок в результате политической «замятни». В Диком поле стало свободнее – но эта свобода доставалась недаром. За нее нужно было сражаться. Распалась на отдельные ханства Золотая Орда, и войско Золотой Орды тоже распалось. Даже в XIX веке левый берег казачьего Дона по традиции звался «ногайским», а правый – «крымским»: по имени тех ханств, которые эти берега контролировали. То же произошло и с казачьим Днепром. Иначе говоря, свободные казачьи сообщества в Диком поле на этом этапе своей истории существовали в условиях полного вражеского окружения. Ханства – осколки Золотой Орды слабели, но появились и новые империи, на юге – Османская империя, а на севере Московская Русь и Речь Посполитая. Турки уничтожили колонии генуэзцев в Крыму, подчинили татар, балканские государства, опустошили Венгрию и Польшу, исламизировали Кавказ. Их натиск крепчал. Робкая, разобщенная Европа не решалась противостоять разрастанию турецкой державы в Средиземноморье – хотя этот процесс уже начал принимать для Западной Европы катастрофические масштабы.
По свидетельствам исследовательницы украинского узора Тамары Трацевич, в современную украинскую культуру шаровары попали все же от нереестрового (свободного) казачества, в частности, запорожского. Шаровары – это элемент военной формы самоорганизованных конных казаков (пограничников). Покрой этих штанов должен быть таким, чтобы всадник в случае опасности мог мгновенно прыгнуть с земли на круп лошади, фактически выполняя «шпагат». Поэтому шаровары шились или из одного куска ткани, когда около двух с половиной метров ткани сшивались в трубу, оставляя посредине отверстие для ног, куда просовывалась веревка, которая затягивалась на пояснице; или же две широкие трубы соединялись посредством «мотни» — квадратной вставки, которая также давала возможность расставлять ноги почти в «шпагат». Казаками штаны шаровары носились повседневно, а в работе казаки опоясывались веревкой под и над коленом (что, кстати, наблюдается и у турецких всадников). Веревка, которая удерживала штаны на талии, дополнительно прикрывалась многометровым поясом, который, опоясывая талию, одновременно служил кошельком, и что главное, способствовал выполнению физических упражнений. За пояс затыкался пистолет.
http://ukhtoma.ru/traditions_shtany.htm
Ответов 12 Написать ответ
  • Турок 4 мая 2014  

    Украинцы

    Запорожцы, даже богатые, в силу своеобразного желания шикнуть нищенством своего костюма, выказав свое пренебрежение к одежде, часто одевались чересчур просто, и не только в походе. Но зато, когда появлялись они в украинских городах и местечках, или когда в Сечи отмечалось торжество, они буквально преображались. Наряд их становился настолько роскошным, что с ним не могло соперничать одеяние ни польской шляхты, ни русских дворян». Делалось это с тонким расчетом, чтобы у юного поколения, глядевшего на их роскошный костюм и снаряжение, появлялось желание встать в ряды казаков.
    Вот как описывает платье запорожцев XVIII века живший в их среде Василий Зуев: "Калганы у них были синие и делались из такого хорошего сукна, что оно никогда не линяло (обычно из оксамита, т.е. дорогого синего бархата, расшитого золотыми узорами). Отвороты на рукавах красные и пояс красный, а шаровары синие. Поверх одевался кармазинный (от тюркского "кырымыз" - красный) или буракового цвета жупан".
    И каптан и жупан в плечах были довольно широки, а в перехвате узки и потому давали казаку полную свободу действий. Можно было махать саблей вперед и назад, нисколько не стесняя движений. Шаровары (суконные, нанковые или кожаные) были всегда необыкновенно широкими, так что в иные можно было штук 30 арбузов вложить. Шаровары было принято низко напускать на сафьяновые чоботы (сапожки мягкие) желтого, зеленого или красного цвета. Так что виднелись одни каблуки с серебрянными или медными подковами. Поэтому когда казак шел, будто шелковый парус распускался. Карманы на шароварах делались с золотым позументом. Шапки у запорожцев были смушковые, высокие. Цвет дна - зеленый, красный, васильковый и прочее - зависел от того, к какому куреню казак был приписан. Прежде чем надеть шапку, запорожец заматывал за ухо свою чуприну и потом уже надевал шапку на голову. Как надел шапку, то он уже и казак - считалось, что это самое первое и самое главное одеяние. Однако не всегда такой была одежда у запорожцев. По началу в XVI веке одевались они намного скромней. Даже поговорка такая была: "казак - душа правдыва - сорочки не мае". Что это отнюдь не преувеличение, говорят свидетельства очевидцев тех лет. Вот одно из них: "Бывало, обреет себе запорожец голову, заправит оселедец за ухо, завяжется тряпицей, натянет на себя епанцу (широкий казацкий плащ) и опорки из свиной кожи, да так и ходит себе. А иной поймает козу, обдерет ее, облупит кожу, очистит от шерсти, оденется, подошв) или на одну ногу натянет постол, а на другую сапог и блукает в степи, припевая:

    0
  • Обстановка 4 мая 2014  

    Казак Сирко


    Запорожцы говорили, что равного ему в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом (старославянское название волка). Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу.
    Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только «мликнул» (мелькнул) ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля. По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих! Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов».Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой­то мере это было оправдано, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.
    Он владел тайными знаниями,находить клады, заговаривать раны, и, что уж совсем невероятно, «мертвых на ноги ставить, ядра полами кафтанов ловить на лету, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой!»Считалось, что характерники способны обращаться в волков. В дохристианские времена богагромовержца представляли в сопровождении двух волков, или хортов. Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана Сирко. Недаром слово «сирко» — один из эпитетов волка. Не случайно и то, что от слова «хорт» происходит название острова Хортица.

    0
  • Крамар 4 мая 2014  

    Цель

    Абсурдность утверждения о том, что казаки — это население выделившееся их состава русского населения Речи Посполитой очевидна. Любая часть населения, куда бы она не ушла, выделившись из состава народа, где бы не оказалась после этого, в какую бы группу не объединилась (войско или банду), все равно будет продолжать называться тем же именем (этнонимом), что и народ, из состава которого эта группа выделилась. Совершенно по-другому обстоит дело с казаками: они не только назывались совершенно не так как соседние народы, но и имели особое имя. То есть налицо существование признака идентификации и самоидентификации, что является отличительным признаком именно народов (этносов). Если уж говорить о днепровских казаках, то ни для кого не секрет, что запорожцы не причисляли себя ни к русскому населению Правобережья или Левобережья Днепра (к русским Речи Посполитой), ни к полякам: во всех документах того времени фигурировало слово «козак», а в русских летописях — «черкасы». То же самое можно сказать и о более поздних временах, обратившись к истории уже донских казаков. Большевики, вербовавшие в свои ряды население России и ведя с этой целью пропаганду, на Дону пытались доказать донцам, что донцы — это те же самые русские крестьяне, но в незапамятные времена бежавшие от помещичьего гнета на Дон. Но в ответ получали, довольно-таки, категоричный ответ: «Я не холоп. Я не русский. Я -казак». Подтверждением сказанному является и то, что не считали казаков за «русских», т.е. своими, и сами русские. Во всех документах 17 века, да и позже, днепровские казаки фигурируют под названием «черкасы». То есть то, что казаки были отдельным народом, признавалось даже соседями.
    Для начала следует разобраться с происхождением этнонима. Пик поисков этнических корней казаков в степи приходится на 19 век, начавшись с поиска значения казачьей терминологии, которая во многом была тюркоязычной. К примеру, у кочевников пастух отары овец назывался «чабаном», а начальник чабанов сводного стада — «одаманом», от которого впоследствии произошло слово «атаман». Сводное стадо десяти стад, по тысяче овец в каждом, называлось «кхош». От этого слова в дальнейшем образовалось казацкое «кош» — становище, лагерь, сборное место, отсюда же и «кошевой атаман». Из тюркского языка происходит и слово «курень» — размещение кибиток в виде кольца и «куренной атаман». Было обращено внимание и на внешний вид казаков: степь запорожским казакам дала много — воинские приемы, лексикон, внешний вид (усы, оселедец-чуб, шаровары), обычаи, нравы и даже стиль поведения, чем казаки особо отличались от всех окружающих народов.
    После этого начались и поиски значения термина «казак». Ответ, опять-таки, был найден в тюркских языках и имел два значения: «бездомный человек, скиталец» и «вольный, независимый человек»8. Не оспаривая значения термина «казак», смысла полученного им в дальнейшем, автор данной статьи считает, что слово «казак» происходит от слова «кош» (объединение нескольких отар), а отсюда и его совершенно другое (первоначальное) значение. Если «кошевой атаман» переводится как «походный атаман», то слово «казак» следует переводить как «человек принадлежащий к кошу» (состоящий в «коше») или находящийся постоянно в походе, движении, перекочевке, кочевании9. Фактически, казак — это кочевник, человек ведущий кочевой образ жизни. Здесь следует обратить внимание и на такое объединение восточных степей как «казаки-узбеки». В 1468 году, осколки племен, кочевавших в азиатской части степи еще до монголов, подчинившихся им и продолжавших кочевать тут10, перекочевали в Могулистан, где были привлечены к несению пограничной службы. Переселенцы получили название «казаки-узбеки». До тех пор, пока ими не был завоеван Маверанахр (Междуречье) и завоеватели не осели на завоеванных землях, этноним казаки-узбеки сохранялся. Но как только был завоеван Маверанахр, произошло разделение не только народа, но и этнонима: те, кто остался на завоеванных землях стали называться «узбеками», а те, кто остался в степи — «казаками» (русское — казахи). Произошло разделение на оседлое население — узбеков и кочевое — казаков (казахов). Как тут не вспомнить слова Л.Н.Гумилева о том, что этноним «татары» закрепилось за городским населением Золотой Орды. Но если термин «казак» (козак) переводится как кочевник, то этноним «казаки-узбеки» следует переводить как «кочевники-узбеки» или «кочевые узбеки».

    0
  • Чабан 4 мая 2014  

    Казачья слава

    Окончание масштабных боевых действий между Ордой и Крымом и падение в Орде власти мангытов14, привело к тому, что все племена входившие в ее состав, освободились от власти чингисидов, фактически став «казаками» (свободными) в полном смысле этого слова. Подчиненные этносы, не смотря на лояльность к власти, всегда продолжают жить мечтой о свободе, и, потому, любое единство держится только до тех пор, пока центральная власть в состоянии его удерживать. Центробежные силы существуют всегда и везде, но особенно сильно там, где сеть родовое (племенное, этническое) деление. И если за время объединения не происходит взаимной ассимиляции или идентификации, то разрыв обруча единства неизбежен. В таких случаях, как правило, покоренные когда-то народы, стремятся восстановить свою независимость и обособиться, чем в немалой степени, способствует наличие сохранившейся внутренней структуры. Все. наверное, так и произошло бы, но на просторах Большой Орды события стали развиваться совершенно по-другому сценарию. Война с крымскими татарами и поражение в ней привело к падению самого ханства, но не к падению власти. Племена освободились от власти чингисидов, но не от власти как таковой. Власть в ханстве оказывается в руках некогда покоренных монголами племен. А там где есть власть, там есть и борьба за нее. После падения Большой Орды, единство на ее территории какое-то время удастся поддерживать (казаки в 1502-1503 гг. даже совершают поход против татар на Очаков), но попытки спасти единство и воссоздать государство оказались тщетными. На территории Большой Орды между казаками вспыхивает междоусобная война. Образовывается два юрта: Днепровский и Донской. В составе Днепровского юрта оказываются черные клобуки, чьи предки объединились еще в 40-х годах 12 в.. а в составе Донского — все те же племена, которые после 40-х годов 12 века остались кочевать в составе половецких кочевий (сказалась разность судьбы).

    0
  • Черкас 4 мая 2014  

    Женщины славянки а мужчины огузы

    По сей день идет не утихающий спор о том, что такое украинский язык: преднамеренно исковерканный поляками древнерусский язык с добавлением огромного количества польских слов или же все-таки действительно язык, который ни кто не выдумывал и на котором украинцы говорят не одну сотню лет? Как кому-то не было бы непривычно читать, но украинский язык — это действительно язык на котором, говорят не одну сотню лет и на котором говорили первые казачьи гетманы еще до времен Сагайдачного. Этнология позволяет понять, откуда он взялся. Казаки поселились на правобережье Днепра по соседству со славянским населением, разговорной речью которого была разговорная речь потомков дулебов, живших на Правобережье Днепра. Именно она и была перенятая черными клобуками. То есть, украинский язык — это плохо усвоенный и хорошо исковерканный дулебский диалект древнерусского языка, да к тому же, с влиянием на него огузкого наречия тюркского языка. Существование в украинском языке буквы «ы» на месте русской «и», как раз и является следствием таких языковых контактов. К тому же, этот самый звук в его звучании встречается только в тюркских языках. Потому-то и режет слух «русское ухо» украинское ы-канье. Об этом же говорит и огромное количество тюркских слов в украинском языке, а так же обороты речи, которые, по сути, являются дословным переводом их с тюркского языка на язык славянского населения. Ко всему следует добавить и значительную долю в украинском языке и древнепольского языка, чему в немалой степени способствовало проникновение в Запорожье польской шляхты со своей надменностью, козырностью, умением гордо нести себя, свое «я» и смотревшей на всех вокруг как на грязь (Вот пример для подражания!). А с манерами обычно перенимается и разговорная речь — раз я хочу быть таким как польский пан, то я, наверное, должен и говорить так же как и он, на том же самом языке — язык одна из отличительных черт именно шляхтича, а не холопа. Ну, а то, что не совсем так — так это не беда. В немалой степени переходу казаков с тюркского языка общения на славянский способствовала и служба казаков в реестровом казачестве. Еще в большей степени переходу казаков на славянский язык способствовало появление в казачьих станицах славянских женщин: в то время как мужчины несли службу в Сечи, женщины воспитывали детей — и не на тюркском, а на славянском языке.

    0
  • Сирый 4 мая 2014  

    Одесситы

    "Образование украинской этнической системы хронологически совпадает с этногенезом запорожцев. И хотя этнические стереотипы поведения украинцев и казаков различны, тем не менее близость культурной традиции (от Киевской Руси) обусловила переплетение их этнических историй. Особенно это проявилось в ходе борьбы украинцев за независимое существование. Запорожцы сыграли в этом процессе решающюю роль.
    Есть и языковые свидетельства самостоятельного этногенеза казачества. Запорожские казаки, например, говорили на диалекте староукраинского языка (14-18 вв.) который позже превратился в «балаканье» кубанских казаков. Говоры донских казаков тоже сильно отличаются от языка, на котором говорят в неказачьих областях России. Они сохранили лексику, которая, напрямую идет из древнерусского языка. И очень серьезным опровержением версии образования казачества из беглых российских крепостных является тот факт, что Войско Донское и Запорожская Сечь были прежде всего военно-морскими образованиями. Крепостные крестьяне России, как известно, не обладали навыками мореходства.

    0
    • oidov 5 мая 2014  

      Наши предки тоже тюрки огузы - северные. Видимо хунну? ??

      0
      • Могул
        Могул 5 мая 2014  

        Недавно тут показывали крест Донского казака найденного в с. Малыкай Нюрбы.

        Показал Натхан и до этого показывали. Там мотивы ТАНГРАИЗМА, а сам Христос в облике, скажем, ЯКУТА. Показал бы Натхан еще раз.

        0
        • СуоК 5 мая 2014  

          Оо, дъэ эмиэ

          Продажные шляхтичи и хохлы - будут нам родня?

          0
          • СуоК 5 мая 2014  

            Мы - Ураанхай-Саха

            к своим родиям , всегда относимся хорошо, но шляхтичам?

            0
            • Тян Шанский 5 мая 2014  

              Шляхта это Польские дворяне.Я сам не из шляхтского рода.

              СуоК - должен гордиться ,что наша кровь участвовала в этногинезе.
              Вон в соседнем топе Могул радуется,что якутки не выходят замуж за деревенских якутов,а уезжают за границу и мечтают выйти замуж за чур... турецкого муслима. А я их понимаю.Улучшают породу.

              0
  • Сергей 19 апреля  

    Запорожцы-типичные потомки русов.Это видно по одежде(почитайте описания одежды русов арабами).Прекрасные мореходы и манера воевать такая же.Дерзкие вылазки на лодках и кораблях.Кроме того,запорожцы помнили еще долго былины и первых князей.Прическа Святослава Храброго никого не напоминает?И шаровары носило не все население т.н.Украины,а в большинстве именно запорожцы(черкасы)-прямые родичи донских казаков.Турки и татары были злейшими врагами запорожцев,а также польская католическая шляхта.

    0
Ответ на тему: Запорожцы потомки турок
Введите код с картинки*: 
Авторизуйтесь чтобы не вводить код каждый раз.
* Код состоит только из русских букв (кириллицы), если совсем непонятно, кликните на картинку — выйдет новый код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания