почему никто не размышляет о происхождении слова "якут"
петров  -  25 сентября 2009 12:24   2795
несколько в ином ключе, в отличие от жеванного йо-ко, яко, якут и проч. Ведь во многих языках есть слово "кут". Значений много. Также надо обратить внимание, что в Восточной Сибири есть населенные пункты и водные объекты содержащие слово "кут". Усть-Кут, реки Кут, Иркут, пос. в Саратовской области Веселый Кут (если что, то Саратов - это Сары Тау- тюрк. желтая гора). Теперь по Далю "КУТ м. южн. угол, зауголок, закоелок, тупик; вершина или конец глухого захода, залива, заводи, мыса и пр. В Яндексе - "Родословная» реки Кубани" Г. А. Галкин | В. И. Коровин Страница 7. Город кутов — Кут на реке Кут
В географической номенклатуре р. Кубани встречаются и такие названия, смысл которых кажется простым, но не оправданным с точки зрения соответствия географической реалии. Гидроним Кут является единичным названием р. Кубани.
Понятно, что "якут" принесено русскими первопроходцами и можно допустить что они дали название острогу или местности Я - Кут. Откуда "Я" не знаю, но под Кутом они имели ввиду... и далее читаем В.Даля и прочих авторов вверху. То есть "якут" вторично по отношению к названию местности, острога и далее города якутск.
имеет моя версия право на существование или нет?
Добавить баннер на эту площадку! →
Ответов 104 Написать ответ
  • LEONID
    LEONID 25 сентября 2009  

    А, вам известны обстоятельства, когда саха получили название "якуты"?

    0
  • кот_в_сапогах 25 сентября 2009  

    в скасках казаков царю...

    нет слова якут - они всегда называли в своих донесениях слово якольцы... имхо отсюда и нужно рассматривать происхождение слова якут...

    0
    • LEONID
      LEONID 25 сентября 2009  

      кто задокументировано

      первым сказал о "якольцах" в каком году?

      0
      • борода 25 сентября 2009  

        по эвенкийски якол-саха

        якокит-стоянка якутов.корень яко(яка)-искаж."саха".якут возможно образован от тунгусского яка и монгольского окончания множественного числа -ут(-ит,-ат).пример: тайчиут,кэрэит,тангут,тумат,буриат и т.п.

        0
  • Тархан 25 сентября 2009  

    Интересное предположение

    но вряд-ли оно будет иметь дальнейшие перспективы, ибо конечное "т" есть скажем так явление приходяще-уходящее. Оно не входит в корень термина. Поэтому в старых документах саха обозначались как "якол".

    0
    • борода 25 сентября 2009  

      на современном эвенкийском,как и раньше говорят"якол"

      чо непонятно?есть корень и окончание множественного числа.

      0
  • LEONID
    LEONID 25 сентября 2009  

    Якуцкие якольцы

    Цитата:
    ...Действительно, через несколько лет, а именно в 1628 г., сын боярский Самсон Новацкий, получив у шамагирских эвенков бо­лее достоверные сведения о "якуцких людях"...


    ...В 1630 г. казачий десятник Илей Ермолин во время плавания по р. Лене от тунгусов узнал, что "на край" этой реки есть "Якольская земля", которая "людна и скотна", и в ней "скот всякой есть, и кони и коровы"...


    http://pages.ykt.ru/chronos/index.php?option=com_content&task=view&id=7&Itemid=38



    ЗЫ. Обратите внимание на годы, т.е. в начале узнали о якуцких людях, уже позже о якольцах. Тем не менее, чтобы оправдать "южную теорию", вперед выпятили якольцев.

    0
  • LEONID
    LEONID 25 сентября 2009  

    Э-ххх борода...

    Где же ты года 3 назад был? Почему неслышно было тебя

    Цитата:
    По эвенкийски якол-саха - борода
    25.09.2009 (14:36) (213.129.40.96)    
    якокит-стоянка якутов



    ЗЫ. Мы бы на Комузе такое замутили! :о)

    0
    • петров 25 сентября 2009  

      кут

      обстоятельства мне конечно не известны. Я просто предложил поразмышлять и свою версию, кстати придуманную сегодня после невзрачного обеда и в ожидании вечера пятницы. А всем прочим упоминающим "Якуцк" прошу вспомнить что и Иркутск, ранее был "Иркуцк", но это не дает повода допускать, что отсутствовали объекты со словом Кут.

      0
      • LEONID
        LEONID 25 сентября 2009  

        Речка же есть Кут

        Усть-Кут... Один из волоков на Лену через нее проходил. )))

        0
        • Петров 25 сентября 2009  

          кут

          Такое впечатление что леонид не вчитывается в смысл. конечно кут есть.
          Теперь по "якольцам". ЭТНОНИМИКА ЯКУТИИ. Пестерев Владимир Ильич.
          "Но на этот раз тунгусское слово "ёкё" превратилось в русское "яколь". Отсюда и "якольцы", и "якольская земля". Однако подобная транслитерация слова "саха" в дальнейшем встречалась в некоторых документах только в 1630 г. Потом она исчезла. В деловых бумагах, переписке, разговорной речи стало употребляться слово "якут".
          Таким образом название "якольцы" существовало только один год (1630).

          0
          • LEONID
            LEONID 25 сентября 2009  

            Да?

            Я вот на этот вопрос ответил

            Цитата:
            но это не дает повода допускать, что отсутствовали объекты со словом Кут.


            т. е автор поставил вопрос таким образом, что сомневается в присутствие объекта "кут" в Якутии.

            Да и борода пишет о слове якол , а не о слове ёкё.

            0
            • топаз 25 сентября 2009  

              Действительно и сейчас в Иенгре (Золотинка) эвенки якутов называют яко

              0
  • Игорь 25 сентября 2009  

    Короче,здесь тоже нужно создать FАQ, эту тему к примеру создавали раз сорок

    Этноним - якут произошел от халха и тунгуского произношения слова Саха как "йака", т.к.звук "с" почти не употребляется у тунгусов. Пришедшие казаки по аналогии с этнонмами алеут, тэйчиут и т.д.видоизменили для удобства в склонении это слово в той форме в которой оно дошло до наших дней,

    0
  • Гассан 25 сентября 2009  

    Тоже влезу маненько

    Если посмотреть того же Фасмера, он выводит этимологию слова из тюркского jaka - "край, ворот, граница, берег". Собственно отсюда и появляются якольцы - окраинные жители.

    0
    • LEONID
      LEONID 25 сентября 2009  

      Да

      это наиболее логичный вывод... )))

      0
      • Тан 26 сентября 2009  

        Леонид,Гассан вы слышали когда-нибудь эвенкийскую речь, имеется ввиду не якутизированную?

        Я слышал , также слышал, как они произносят слово саха, именно как йака,притом слышал это из уст пожилых людей, у которых сохранен еще старый говор. Также произносят это слово и халха-буряты. Уверен,что этноним - якут, происходит именно от искаженного - самоназвания саха на тунгусо-маньчжурский лад как "йака".
        Также возможно,что при каких-то обстоятельствах религиозная составляющая основного кут их трех кут у саха - Ийё Кут, стало этнонимом якут, закрепилось и получило распространение во времени.

        0
        • LEONID
          LEONID 26 сентября 2009  

          Тан

          Якутский язык (по А.Н. Алексееву) появляется прмерно во IIв ДО н.э. тунгусы, примерно, VI-Xвв. н.э. Мое мнение "современная" религия якутов оформилась с появлением "Олонхо", по А.И.Гоголеву и др. это было связано с распадом I тюркского каганата. Вот где-то на границе возникновения и распада и надо искать появление этнонима "саха", а не приписывать его тунгусам. Т.е. казаки могли его только услышать от тунгусов. Но не тунгусы первыми назвали так саха.

          0
          • Тан 26 сентября 2009  

            Ээ...Тээкс...:)

            Цитата:
            Якутский язык (по А.Н. Алексееву) появляется прмерно во IIв ДО н.э.


            Считаю куда намного раньше, его изначалие в допотовых временах.

            Цитата:
            Мое мнение "современная" религия якутов оформилась с появлением "Олонхо", по А.И.Гоголеву и др. это было связано с распадом I тюркского каганата. Вот где-то на границе возникновения и распада и надо искать появление этнонима "саха", а не приписывать его тунгусам



            В Олонхо присутствует огромное количество древних слов, события также описывают более древний слой событий, а именно также, допотового периода.

            Цитата:
            Вот где-то на границе возникновения и распада и надо искать появление этнонима "саха", а не приписывать его тунгусам.


            Мы ведь разбираем трансформацию тунгусами самоназвания саха на свой лад,никто не говорил здесь что от тунгусского йака берет свое начало этноним саха.:)

            И еще, Ксенофонтов Г.В. в своей книге "Шаманизм" указывает, что ранее предки саха поклонялись божеству Сах. (Буквально высекай искры). Изображали это божество, как оленя с развесистыми рогами (сахсагар муостаах) на которых оно носило Солнце. А это по крайней мере энеолит,если не неолит,т.е. этноним Саха существовал с незапамятных времен. А появление Первого Тюркского каганата относят к 552 г. сам термин - тюрк(туркут), появился где-то в районе 460г(Алтай), письменными источниками, согдийскими и китайскими он фиксируется впервые в VIв.

            0
            • LEONID
              LEONID 26 сентября 2009  

              ИМХО... )))

              Цитата:
              Считаю куда намного раньше, его изначалие в допотовых временах.
              В Олонхо присутствует огромное количество древних слов...


              Вполне вероятно, что грамматика саха тыла начала оформляться ещё в мезолите. На Саха Сирэ останки костяных расчесок в позднем неолите находят. Думаю в это время и начала оформляться современная религия Тангара итэ5элэ. Но была ещё на зачаточной стадии.

              Цитата:
              Мы ведь разбираем трансформацию тунгусами самоназвания саха на свой лад,никто не говорил здесь что от тунгусского йака берет свое начало этноним саха.:)

              И еще, Ксенофонтов Г.В. в своей книге "Шаманизм" указывает, что ранее предки саха поклонялись божеству Сах. (Буквально высекай искры). (…) А появление Первого Тюркского каганата относят к 552 г. сам термин - тюрк(туркут), появился где-то в районе 460г(Алтай), письменными источниками, согдийскими и китайскими он фиксируется впервые в VIв.


              Нечего против этого не имею, даже поддерживаю. Но всё-таки думаю, что саха тыла близкий к современному начал появляться вместе с этносом саха, а это примерно IIв. ДО нашей эры и V-VIвв. н.э.

              0
  • Троян 25 сентября 2009  

    Я нашел в книге

    "Загадки саха..." о том, что саха возникло от монгольского сагал - борода. От бороды Эллэя. Это подтверждается наличием литературно описанных легенд о существовании в древности народа "хара са5ылы"

    0
  • Сата 26 сентября 2009  

    jaka - "край, ворот, граница, берег"

    А по-якутски "са5а" - ворот, "са5ах" - горизонт (граница земли и неба или край земли), т.е. открытая часть чего-либо.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 26 сентября 2009  

    начинается )

    0
  • Aleksus 26 сентября 2009  

    Как можно предпологать вообще

    Что "якут" от "якольские"????????????????? Слишком сильно различаются слова и этимология кривая какая то... Придерживаюсь мнения: "якут" от "ийе-кут", потому ничего зазорного в этом слове не вижу.

    0
  • Kok$erek 27 сентября 2009  

    а почему вы

    стыдитесь родства с ..

    0
  • Kok$erek 27 сентября 2009  

    ес биhиги ааппыт " Ураанхай саха"

    0
    • Маниту 27 сентября 2009  

      Такое ощущение, что ты трезвым здесь не появляешься,кошкерек. Чо за ник у тебя, как с тунгусского переводится?

      0
  • Kynat 27 сентября 2009  

    interesnaya polema

    почитал участников и автора. автор интересное пишет, но факт того, что теория за столом пришла и в миг, и за раз написана, заставляет усомниться. но сегодня, когда об этом ничего толком неизвестно, можно и такую теорию допустить.

    зато о другом подумал. тот факт, что мы в русском словаре(а отсюда и во всех остальных словарях мира) не именуемся на своем языке, может говорить о том, что либо саха сами народ был закрытым и малообщительным, либо казаки уже до прихода, еще до встречи могли нас якутами(яколцами) прозвать. еще до встречи с нами казаки о нас знали или думали, что знали о нас.
    почему острог якуцком прозвали? ведь должно быть понятно, что из-за острога всю губернию так прозвали, якуцк. а местное население под губернскую, яколцы(якуты) прозвали. корни от слова якут ведут к острогу.
    а отсюда еще один вывод. казаки лишь земли открывали и называли именами реки, горы, стоянки, наслеги. сомневаюсь, что они пыталис приобщиться к культуре народов севера. они жили сами по себе и их не интересовал самобыт местного населения. изучали они строго географию и землю русскую никак ни расшеряли.

    0
    • LEONID
      LEONID 27 сентября 2009  

      Х-мм

      Цитата:
      ...факт, что мы в русском словаре (...) либо саха сами народ был закрытым и малообщительным


      По-подробнее о немцах которые не именуются в русском словаре на своем языке. О их закрытости и малообщительности.

      Цитата:
      либо казаки уже до прихода, еще до встречи могли нас якутами(яколцами) прозвать


      первые записи о якольцах относятся к 1630г. (см. выше)

      0
      • Kynat 28 сентября 2009  

        a eto na zapisi?

        По-подробнее о немцах которые не именуются в русском словаре на своем языке. О их закрытости и малообщительности.
        потому что немцы в русский язык попали не от самих немцев, а от других славяно-язычных групп... про якутов я относительно их отношения к казакам, или казаками к якутам. и к тому, что казаки не очень пылали вступать в контакт.

        первые записи о якольцах относятся к 1630г. (см. выше)
        не яколцы, так якуты(к тому, что якут от острога якутского свое название имеет, посколко так губернию всю именовали)

        коммунисты тоже очень много записей вели. даже один геолог записал в свой журнал, что на озере Дьирин-юрэх плавает касатка. Это мое отношение к записям.

        и немцы в европе, а исследование европы немного отличается от исследования сибири.

        0
        • LEONID
          LEONID 28 сентября 2009  

          Х-мм )))

          Цитата:
          Это мое отношение к записям.


          вот так зараз все исторические документы, на помойку?

          0
          • Тумэн 29 сентября 2009  

            Господа

            Усть Кут, Ирк кут ск итп., думаю это все хр..ь, Кут-от якутск. НАЛЕЙ,НАЛИВАЙ(глагол) а приставка Я это мин. Так вот саха просила у русских выпить типа миэхэ кут-налей(вай)мне-я кут. А когда у русских кончилась водка наши пригрозили осадой острога(а так бы,в смысле без водки ктоб им дал целый острог построить) ну и русичи стали маляву царю писать мол ***..и эти я-куты,водка кончилась скоро начнут осаждать острог. И некуй из себя героя строить. Саха из за своего алкоголизма стал Я-Кутом. И осада то была из за водки. Это потом уже убедившись что водка действительно кончилась сняли осаду и Легой с бодуна поскакал домой. И поэтому мы каждый год отмечаем годовщину ДОБРОВОЛЬНОГО вхождения в состав России. И не потомки мы Чингисхана. Разве можно потомкам Великой Орды,к.е Пекин,Харезм на колени поставили,не поведить пьяных казаков численностью более 40 чел....?. Тут и сказки конец,а кто слушал мол...ц!

            0
  • Михаил 29 сентября 2009  

    Опять двадцать пять.

    "Якут" не могло произойти от "якол". Это Вам скажет любой филолог. Трансформация "якол" в "якут" как могла произойти? Что за бредни?
    В поисковике наберите "якол". Куча фамилий хохляцких с таким именем. КУЧА!
    "Якол" по старославянски что-то значит.
    Надо у Дионисия узнать.
    Теперь о слове "якут".
    Тут вспоминали реку Кута, Иркутск и т.д. и т.п.
    "Кут" - по эвенкийски "болото", "низина с водой".
    Саха живут у реки озера - там где есть трава для коров. Тунгусы живут в лесу. Разные сферы.
    Поэтому тунгусы называли саха "болотными людьми". "Якут" - "болотный человек", живущий рядом с водой, у озера.

    0
    • Игорь 29 сентября 2009  

      Да от трансформированного тунгусами этнонима саха на йака и произошло слово якут. И изначалие его

      от байкальских халха ведется, оттуда привезли казаки это слово.

      0
  • jackstyle
    jackstyle 30 сентября 2009  

    спросил у саха киьитэ первый кто вступил в земли саха сирэ

    -как у вас называется душа человека?
    -ийэ кут
    -якут?
    -да
    -значит будем величать вас якутами.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    Словарь Фасмера

    БЭ: мн. (см. Патканов 5), обычно толкуют как
    "окраинные жители". Из тюрк. jaka "край, ворот,
    граница, берег", ср. уйг., чагат., тур. jаkа, крым.-тат.
    jа‘а, якут. sа‘а. Сами якуты называют себя sа»а
    "человек, якут". Окончание -ут, возм., содержит монг.
    суф. мн. числа, ср. бурятск. jа»аd "якуты" (письменное
    сообщение М. Рясянена).

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    из моих архивов

    10. Именем Я к о (Uako), как пишет Жербильон якутов называют тунгусы (П. И. Третьяков. Туруханскнй край, СПб. 1871, стр. 162) В 1620 г. в Тобольске уже получились от мангазейцев известия о проживающем на берегах Лены неизвестном доселе народе "якольцах" или "якутах" (В. Л. Приклонский. Летопись Якутского края, Красноярск, стр. 1 — 5); "название это, замечает И. И. Майнов ("Якутия". Сб. статей под ред. П. В. Виттенбурга, Лгр. 1927, стр. 323), несомненно образовалось из тунгусских "яха" или "яко" (множ. "якут"), что является искажением собственного якутского наименования людей всей народности “саха" (множ. "сахалар").

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    есче

    Берега реки Лены, которая находится значительно к востоку от реки Енисея, населены другим народом, который москвитяне называют якутами 10 (Jako); они там также построили город или острог, который назван Якутское (Jacouskoie) по имени этих племен и оттуда правят ими. Охота и рыбная ловля составляют все их занятия. Язык этой народности отличен от языка племен, живущих около Енисея, Оби и Иртыша.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    есче

    Вниз по реке Оби, в сторону моря, живут самоеды (Samojedzen), народ, похожий на лапландцев и так же [как они] одетый; ездят они зимой на оленях, молятся чёрту, как и остяки. При большой реке Енисее (Jelisse) живут тунгусы, питающиеся водой и рыбой; их лодки сделаны из березовой коры, которую они умеют так просмаливать, что в них совершенно не проникает вода; они замечательно быстроходны. Дальше отсюда живут якуты, которые, как ” предыдущие, не знают ничего ни о боге, ни о чёрте.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    есче

    Кроме тех родов татар, о которых я говорил, есть еще другие, называемые: остяки, братские, якуты и тунгусы (Ostiaki, Bratski, Jakuti et Tongusi), 7 рассеянные по рекам и озерам, находящимся на пространстве земель от Сибири до земли монгольской. Но как у всех сих народов одинаковая физиономия и один язык с калмыками, то и должно полагать, что они суть разные отделившиеся орды от калмыков и что, привыкнувши постепенно к москвитянам, они покорились наконец им. Все сии народы цвета смуглого, более оливкового, нежели черного. Лицо у них необыкновенно широкое, углублено книзу, выставилось кверху; глаза маленькие, но исполненные огня, нос короткий и совершенно сплюснутый; губы и [459] подбородок не обильны волосами; ростом они немного выше среднего, складны, ловки и вид у них смелый, хотя ничего нет в них свирепого и слишком дикого. Платье у всех почти одинаковое и состоит из нескольких овчин, сшитых вместе, составляющих род куртки самой простой формы, которую подпоясывают они веревкою, на коей висят у них колчан и лук, которыми они всегда вооружены. Голову бреют они до самой верхушки, где оставляют пучок волос, довольно густой, так что из него заплетаются две косы, и одна висит спереди, другая сзади. Прикрывают они голову круглым колпаком, сшитым также из овчин, и на верхушке его пришивают кисть из красного или другого какого-нибудь цветного щелка. По такому значку можно узнать различие орд, ибо каждое племя выбирает себе особый цвет для отличия от других. Но живущие в тех местах, где добывают соболей, употребляют шкурки этих животных на одежду и с тем вместе шкуры собак, которых содержат они в большом количестве. Обыкновенно те и другие шкуры сшивают они вместе так, что одна служит подкладкой другой. Собольи меха, хотя и красивее, но составляют подкладку, а собачьи верх. «Справедливость требует, — говорят они,— чтобы собака, которая поймала и изловила соболя, всегда была предпочитаема и после смерти своей имела преимущество над неприятелем, побежденным ею при жизни».

    Из описания различных татар, обитающих в стране между Обью и Китаем, мною изложенного, можно легко понять, что москвитянам, поддерживаемым казаками, не трудно было проложить себе путь от Сибири до великой империи Китайской, ибо не находили они никого, кто бы мог или хотел оспаривать у них власть над землею, и так как первые, покоренные ими кротостью или оружием сибирские народы имели сношения со всеми ордами, рассеянными далее, то посредством их производили они свои открытия и различными дорогами приблизились, наконец, к пределам Китая, где построили даже несколько крепостей, дабы вернее упрочить свои завоевания.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    так на всякий случай

    76. Му'джам ал-булдан — известный географический словарь Йа'кута (Якута) — его имя — Шихабаддин Абу Абдаллах ал-Хамави (ум. в 626/1229 г.). В сочинении собран обильный материал, перечисляются почти все города и важные селения мусульманских стран. (Крачковский, Арабская географическая литератур; с. 330 и сл.; Бартольд, Туркестан, с. 82).

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    почему Киренга река?

    Подле селения течет большая река Киренга, по течению которой обитает очень много якутов.

    Численность их определяют в несколько десятков тысяч. [243]

    Работают они в поле по большей части нагие, только спереди носят ременные фартуки. Обсядут их большие мухи, оводы, комары, пауки — они ничего не чувствуют вследствие грубости кожи, через которую боль не проникает. Люди эти — карлики, косолапые, глаза большие, лица широкие и черноватого цвета, волосы черные и грубые, как у коня. Они необыкновенно сильны, ездят молодецки на конях, метко стреляют из луков и отличаются пылкостью. Женщины одеваются весьма красиво, носят платья из шкур, раскрашивают их красками и трудолюбиво расшивают различными травами, волосами коней и зверей, ездят на конях, стреляют из луков, молодцоваты на вид и легко переносят холод, а там так холодно, как ни в одной части Сибири. Владеют они большими стадами лошадей и скота; лошадей никогда не подковывают, а между тем те на страшных льдах и горах так держатся, как бы были подкованы наостро.

    На пятый месяц мы приехали в Иркутск. Перед ним протекает большая река Ангара. Она выходит из очень высоких гор, в Китае. Говорят, что такой быстрой нет в целой Европе. На ней более мили вверх стоят суда, на коих в мгновение ока перевозят в Иркутск. Город весьма разбросан. В нем считается до 4,000 домов, в том числе несколько десятков каменных китайской, татарской и русской архитектуры и несколько церквей.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    очень интересный рассказ, но наверное все не влезет

    Местная администрация состояла из нескольких сот лиц и правила многочисленным и храбрым якутским народом. Последний разделяется между 12-ю князьями, кои имеют по своему происхождению, каждый в своем народе, главенство. Язык их очень богат словами и походит на татарский. Когда они сходятся вместе, без устали говорят о зверях, об охоте и о снах, которые доводится им видеть; также и женщины не более имеют материала для разговоров, как о шаманах (Шаманы — священники, или прорицатели этих народов. – прим. автора.) и о разных видениях.

    Комендант по временам приглашает к себе якутских родоначальников, под предлогом ознакомления их с каким-нибудь монаршим указом. Приказывает приготовить им есть в нескольких котлах и угощает их; потчует и водкой, которая там очень дорога. Каждый из якутских старшин привозит ему в подарок несколько десятков самых черных соболей, благодаря чему такой бал всякий раз хорошо вознаграждает коменданта.

    Якуты платят подать соболями. В этих местах водятся превосходнейшие соболи, черные лисицы и горностаи. Обыкновенно выбирают из нескольких десятков соболей одного для казны, и при этом-то выборе комендант получает весьма большую для себя прибыль.

    Иркутские купцы приезжают по Лен в Якутск с разными предметами и товарами. Часть зимы они употребляют на приготовление к переезду в Охотск. Покупают за бесценок рогатый [581] скот и режут. Мясо коптят, а в мокрые шкуры завертывают свои товары. Нанимают якутов с несколькими тысячами лошадей. На каждую лошадь кладут тяжести — четыре камня с каждой стороны (Камень — польская мера=24 фунтам. – прим. Г.В.), а один помещают по середине, и когда все уже бывает приготовлено, берут продовольствия на три месяца. Якуты тоже берут для себя продовольствие: привязывают к лошадям кожаные мешки с молоком, из которого потом делается масло, имеют с собою копченое мясо, а когда его не хватает, едят и конину. Вместо хлеба употребляют род маленького круглого сыра из коры лиственницы, которая очень походит на наши ели. Ободравши с дерева первую кору, вторую берут для еды, сушат ее и мешают с частью ржаной муки. Последнюю получают по очень дорогой цене от русских купцов, проживающих в Якутске.

    Когда с наступлением весны вскрылась Лена, мы начали готовиться в дорогу. Здесь мои товарищи были разделены, и каждый пошел по своему назначению.

    Князь Мышинский (Мышецкий? – прим. Г.В.) был назначен на должность коменданта в Охотск. К его конвою присоединился якутский комендант Шлевиры. Сей последний рекомендовал меня князю, что знает меня хорошо, и просил, чтобы тот со своей стороны оказывал мне расположение, прибавив, что я назначен в Охотск, ибо еще не знал о дальнейшем моем назначении. От казны назначено было для меня и под мои вещи до Охотска четыре лошади. Всего же было лошадей до 4,000 на 21 якута. Наш отряд был весь вооружен луками и стрелами. Прошло две недели, пока вся эта ватага могла переправиться через реку.

    Двинулся этот караван по обыкновению гуськом. Дороги никакой, только страшные горы и ущелья. Впрочем, в конвое было много якутов, которые знали путь. Выли еще признаки дороги по конским костям: ведь уже столько лет ходили транспорты до Охотска, кони падали на дороге или были съедаемы медведями.

    От Якутска до Охотска считают около 3,000 верст. В продолжение целого пути не видно никаких селений, кроме небольшого поселения у перевоза. Реки после самого небольшого дождя внезапно переполняются водою, а потом там, где два или три дня надобно было стоять в ожидании переправы, пока спадет вода, нельзя и ног замочить.

    На каждой горе, после того, как мы туда взбирались, якуты устраивали богослужение и, вырвавши у каждого коня волосы, вешали их на деревьях. На самых высоких горах встречались [582] такие узкие проходы, что едва можно пройти пешком, или в одну лошадь, да при этом страшные пропасти с обеих сторон. У нас были случаи гибели нескольких лошадей с людьми.

    Двигались мы постоянно от утра до вечера без пищи. Останавливались на ночлег всегда или при реке или пастбище для коней. Остерегались только ночевать вблизи медвежьих берлог. Но у нас и без того каждую ночь погибало от медведей несколько лошадей. Останавливаясь ночевать, мы размещались обозом вокруг огня, который раскладывали, чтобы пугать медведей. Каждый доставал свои запасы, и приготовляли есть. У купцов были свои палатки. Купцы носили на лице, по причине необыкновенного множества комаров и других насекомых, сетки из волоса и полотна. Без таких сеток не было возможности отдыхать, иначе рот наполнился бы насекомыми.

    Наиболее мы пробавлялись чаем с ржаными и пшенными сухарями. Был у нас копченый свиной жир и крупа, и мы приготовляли прекраснейший борщ из молодых листьев ревеня, который там в изобилии, но он не круглый, а похож на морковь или пастернак, и не имеет такой крепости, как китайский, его надо употреблять в четыре раза больше.

    Итак, каждый день якуты собирали лошадей, снова укладывались, и мы отправлялись дальше. Вещи, которые оставались после коней, съеденных медведями, укладывались на других лошадей. Мне было невыносимо тяжело совершать это путешествие на деревянном седле, пока я не придумал положить под себя набитый мхом мешок.

    С нами, как я сказал, ехал и Мышинский, назначенный в Охотск комендантом. Он не имел над нашим караваном никакой власти, но, тем не менее, ее себе присвоил. Не привыкши к такому тяжелому путешествию, а равно и к верховой езде, он приказал сделать для себя носилки: одна лошадь шла спереди, а другая сзади. В местах тесных и узких велел пробивать себе дорогу и проявлял власть над этими людьми, кои к тому не привыкли. За ослушание он некоторых порубил саблей и сделал несчастными. Они побросали все — коней и повозки, и разбежались по лесам и горам. Стояли мы на одном месте три дня и ни одного не видели. Некоторые купцы, знающие якутский язык, влезли на деревья, начали их звать по-ихнему и заклинать богами. Те, наконец, послушались. Комендант попросил у них извинения, и мы двинулись в путь.

    При реке Алдане мы встретили прекрасное кладбище, памятники, с разными надписями, христиан, которые умерли в ссылке, или в пути. Еще нашли могилу английского капитана с прекрасным памятником.

    Последний ночлег близ порта мы имели у тунгусов, в очень [583] темном еловом лесу. Место это называлось Медвежье ухо. Ночь была самая беспокойная. Якуты разложили кругом огонь. Раздавался беспрестанный крик. Медведей тут было бесчисленное множество, так что, не смотря на все предосторожности, мы лишились нескольких лошадей. Слышен был и шум моря; в этом поселке купцы очень много заработали на тютюне и цветном бисере, за которых они получали соболей, черных лисиц, горностаев и т. д.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    есче

    Интересное сообщение оставил Мессершмидт о чулымских татарах, а именно: чулымцев называли “уренхай”, что указывало на их родство с якутами, у которых тоже сохранилось это название. Ученый также высказал мнение об этнической близости барабинских татар с остяками (хантами).

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    можно удалить )

    Большой охотничий нож, которым пользуются тунгусы и который у них называется Onneptun, имеет длину почти в аршин и ширину в хороших два пальца. Рукоятка ножа, длиной в полтора-два аршина, при ходьбе служит им в качестве палки. Вообще же, этот охотничий нож применяется обычно для защиты в лесу в случае, если на охотника нападает дикий зверь (медведь, волк, тигр и т.п.), а стрел у него недостаточно. Тунгус или якут не страшится с таким охотничьим ножом выступать против самого свирепого медведя. Исход такого поединка бывает разным; иногда смельчаку его отвага стоит жизни. Большие охотничьи ножи тунгусов идут в дело и при переселениях, когда следующие впереди обоза мужчины расчищают ими дорогу в непроходимой чаще.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    даль

    Родович м. чей, одного с кем рода или народа, земляк, родак, родачка. Родовичами, сиб. оренб. зовут киргизов, якутов, башкиров и пр. одного рода или племени. Рожак, рожачка тамб. уроженец, земляк. Чей ты рожаком? какой земляк, откуда родом?

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    еще

    | Слышать, сиб. о языке, разуметь, понимать. Это якут, он по-русски не слышит. Он не говорит по-коряцки, а слышит. -ся, быть слышиму.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    Улус

    УЛУС м. у калмыков и сиб. инородцев, собранье жилых хижин, оседлых или кочевых, юрт, кибиток, веж; селенье, табор, башкир. киргизск. и кавк. аул; стойбище, становище; у батыевских татар, аул также назывался улусом, именем монгольским. | У якутов, равно у калмыков, улус, род, поколенье, колкно, под одним старшиною; у нас принято называть это волостью. | Улусы, мн. арх. ряд полей, пашен, в прямых межниках, правильные полосы, без недопашек и перепашек. | пск. твер. закоулки, зауголки; уловки; / скрытое пристанище. Улусные кочевники, улусники. Тем всем жалую вас, моих присяжников и улусников, летописн.

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    тоже так для интеерса

    СТЕПНЫЕ ДУМЫ, административно-хозяйственные сословные органы знати у кочевых народов Сибири (якутов, эвенков, бурят, хакасов). Учреждены "Уставом об управлении инородцами" (1822).

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    Якут

    ЯКУТ (1178 или 1179-1229), арабский ученый-энциклопедист. Автор биографического словаря литераторов (св. 1000 статей) и географического словаря стран (ок. 16 000 статей), обобщившего арабскую географическую литературу домонгольского периода.
    ЯКУТ Всеволод Семенович (1912-91), российский актер, народный артист СССР (1980). В 1931-1934 и с 1938 в Театре им. Ермоловой. Роли: Пушкин ("Пушкин" А. П. Глобы) и др. Государственная премия СССР (1946).

    0
  • dionisiy
    dionisiy 1 октября 2009  

    Якол - редкое и древнее, практически не употреблялось

    Цитата:
    Се да Василиста святеи богородици на Палеостров село в Толбу[и] (В рукописи Толбу... Последнял буква утрачена) Яковле (В рукописи Яколе) сиденье и пожни того села и лес полешеи и лов[и]ща, в Орав губе полешего леса три муже места, в Волозере полешего леса мужа места, в Расть на волоке поло мужа места и ловища и пожни. А володети тым селом на Палеострове черньчам святеи богородици в век[и]. А в тое село ненадобе вступатся никому же. А у печати стоял в Василистино место Федор поп святого Ивана.

    Цитата:

    А что мне, Божиею милостию великому государю Ивану и царю всеа Русии и великому князю, от приятеля нашего от Фредерика, короля датцкого и норвейского, послы его рады любителные и верные Эллер Герденборих, да Яков Броконгуз, да Янш Улштанта да Сахария дохтор, били нам челом от приятеля нашего от Фредерика, короля датцкого и норвейского, о том: которая его доля королества Датцкого, городы, и дворы, и мызы, и островы в моей великого государя Ивана, Божиею милостию царя всеа Русии, в отчине в Ливонской земле: остров Эзель, город Апсал, город Лодь, город Леяль, город Касть, и что во всем в Вику городов и дворов и мыз, и городы и дворы Курские земли, которые были преж того за эзелским бископом, да в Герском уезде монастырь Падеж, да к тому манастырю два двора, которые к Вику предстоят, двор Бугов, да двор Новой, да в Герском же уезде два двора, двор Фюгфел, двор Якол, да ропата соборная в Колывани, да двор бископов и з дворы поповыми тое ропаты, — и нам бы те городы, и островы, и дворы, и монастыри, и мызы отписати приятелю своему и суседу Фредерику королю к Датцкому королевству. [510]

    0
  • Михаил 1 октября 2009  

    Дионисий, так как переводится "якол" с древнерусского?

    И почему такие фамилии есть только у хохолов?

    0
    • dionisiy
      dionisiy 1 октября 2009  

      не знаю

      в летописях попадается как имя собственное.

      0
      • LEONID
        LEONID 1 октября 2009  

        Вы по скринам летописи судите

        или в "переводе"?

        0
        • dionisiy
          dionisiy 1 октября 2009  

          )) "перевод"

          Цитата:
          Се да Василиста святеи богородици на Палеостров село в Толбу[и] (В рукописи Толбу... Последнял буква утрачена) Яковле (В рукописи Яколе) сиденье


          но обычно со славянским текстом не возникает проблем чтения. Их нельзя прочитать иначе. Можно "стилизовать". Вроде эти не стилизованы. А то могут написать вместо Китай - Северный Китай, вместо Чина - Китай )

          0
          • LEONID
            LEONID 1 октября 2009  

            Яколе

            ага, название то наиболее вероятно географическое. Что они там Яколе называли?

            0
  • Тархан 1 октября 2009  

    Вот Вы здесь спорите: "якут" - "якол"

    а на самом деле оба эти этнонима имееют историческое основание.
    Если брать за первоисточник якутского"саха" восточноиранское "сака", то последнее действительно произносилось с фиксирующим звуком "т" в конце слова. Поддверждение этого: "СКиФ(Т)" и СуГД. Это "т" впоследствии дало целый спектр производных - "с", "з", "ш" и т.д. что в целом закономерно. Правда в одном случае - у хохляцких скифов, оно дало совершенно ни чем не связанное с "т" звук "л". Получилось что-то типа "СКаЛ" или "СаКаЛ". Этот же принцип запечатлён в трансформации авестийского "параДата" в скифский "параЛат".
    А в арабский период "СаКаЛ" точнее "СаКЛаб" перешло к обозначению славян. Но тут имеет место не столько прямая связь, а перекличка "СаКаЛ" с исконно-славянским "СКЛавЪ".
    Так что и "якут" и "якол" с позиции истории - верны оба.
    атором непроизносимой

    0
  • Василь 2 октября 2009  

    Что интересно объякученные (пашенные) русские сторожилы покровска (хангаласские)

    про себя говорят сахалАрбыт биhи, сахаларбыт (именно так, а не сахалЯры). Вот у остановки возле московского центра продает овощи одна русская бабка и за ней в конце раб. дня приезжает русский старик. И они между собой разговаривают на якутском языке. Говорят что они родом с хангаласского района и старик говорит сахаларбыт биhи. (Живут кажется не то в мархе не то в жатае). Что интересно, они неговорят, что они якуты, якольцы - почему? Навид они никакой примеси азиатщины, настоящие старожилы - почему они себя называют сахалар???

    0
    • Валенок 2 октября 2009  

      Якол

      Конечно я в очередной раз нетрезв. Потому заранее прошу прощения! Почему я бородат, как мой отец и мой дед? Хотя я простой мегино-кангаласский саха?

      0
      • LEONID
        LEONID 2 октября 2009  

        По городу присмотрись

        Полно бородатых, усатых саха. Просто сейчас это в моду входит. Вот и заметно стало...

        0
        • борода 6 октября 2009  

          чтобы рассуждать о происхождении слова"якут"

          неплохо бы заглянуть в словари народов,живущих рядом.еще раз повторяю,по эвенкийски"яка"-саха;множественное число-"якол",тот же корень+монгольское окончание множественного числа -"ут" рождает слово "якут".зачем чего-то выдумывать? в казацких скасках использовались оба этнонима,в последствии остался один.вот и все.

          0
          • борода 6 октября 2009  

            кстати

            "олонхи" по монгольски-бОльшая часть;"уранхай"-оторваный,получается,что якутия не может быть"земля олонхо",а в эпосе поется о прародине "оторваных" саха -якутов(в этногенезе народа саха участвовали не только тюрки)

            0
      • Тимур 6 октября 2009  

        В вас сказывается древний европеоидный субстрат

        связанный с тюркским компонентом саха. Тем более, что вы из Заречья, где смешение с тунгусами и палеоазиатами было менее интенсивным, чем в других районах.

        0
  • Тимур 6 октября 2009  

    Помню в детстве меня взволновал сильно

    один роман американского писателя, где место действия происходило в Средневековой Монголии, Китае и Японии. Там постоянно упоминалось монгольское племя "якка", из которого происходил главный герой. Якобы это племя было каким то особенным среди других монгольских племен, аристократическим. Так до сих пор и не узнал, откуда автор взял это название, из своей головы или из каких то источников.

    0
    • борода 7 октября 2009  

      а исчо на карте расселения американских индейцев

      есть ареал обитания племени "йокуты"

      0
      • LEONID
        LEONID 7 октября 2009  

        Это могли и якУты переиначить

        во-время освоения Америки казаками и якутами... )))

        0
        • Bjorn 7 октября 2009  

          Йокуты - это союз племен

          в Калифорнии. Йокутами их назвали американцы. Так-то их много племен было, одно из них тоже в тему звучит - чукчанси :)))

          0
  • dionisiy
    dionisiy 26 октября 2009  

    Еще в копилку

    В США на Аляске на границе с Канадой есть населенный пункт г. Якутат

    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=1065017&f=25

    0
  • Я кут 28 октября 2009  

    Я кут!

    Слова якут и саха разного происхождения. Якуты от йокогир
    т.е. те же юкагиры. Саха от сахалянь т.е. приамурская
    братва. След-но якуты это автохтонисты, а саха это
    прищельцы.

    0
    • ,jhjlf 12 ноября 2009  

      бред сивой кобылы

      сам ты "приЩелец"

      0
      • кулумнуур
        кулумнуур 12 ноября 2009  

        не помню чей словарь был точно

        но в библиотеке академии наук продавали словарь
        там воочию видел что слово "якут" имел ругательный смысл.
        но уже потом не нашел этот словарь

        0
  • Галымжан 13 ноября 2009  

    я знаю

    Вы называте себя Саха (Saha). Как я заметил, ваше С соотвествует нашему, казахско-общетюркскому Ж (Jj). То есть Саха (Saha) - это Жаха (Jaha). Скорее всего, монголы называют вас Жахат, или Жахут; точно так же, как русских они называют Урусут (а мы казахи Орыс, урус), наше племя Керей монголы называют Кереит, и т.п. Так вот. Монгольское Жахут русские, скорее всего, переделали на Якут - это тоже не удивительно, ведь называли же русские реку Жайык как Яик (а ныне Урал), и таких примеров много. Вот так вот Саха превратился в Якута :)

    Что думаете?

    0
    • LEONID
      LEONID 14 ноября 2009  

      Галымжан

      Мы называем себя Саха (Sakha). Просто к глухое, как в слове Аллах.

      ЗЫ. А в целом, твоя версия вполне продуктивна. Развивай дальше в связи с западным тунгусским языком. )))

      0
  • Михаил 14 ноября 2009  

    Саха от монгольского борода

    Борода по монгольски Сакали. По преданиям в древности в Якутии проживало племя Хара са5ылы. Вот и от этого прооизошло самоназвание. По версии Васильева Ю. предок якутов киданец с династии Елюев. Киданьцы монголоязычные. Притом Елюйцы носили длинную бороду. Вот и Эллэй был длинной бородой. Он был отпрыском китайской династии разрушенной племенем Нюйчжи (рыжеволосыми и синеглазыми предками тунгусов). Династии русских царей Рюриковичей по генетике тоже содержат ТАТ-С мутацию. А это мутацию содержат 90% якутов. Родственники Рюриковичей входят в семью около 30 династий Европейских стран. Значит якуты отпрыски мировой элиты.

    0
    • Михаил 14 ноября 2009  

      Рюрики

      Около 6000 лет назад предок Рюриковичей оставил на территории Якутии свое потомство и дальше держал путь в сторону Скандинавии. От Скандинавии отпрыски попали в Россию и один из них стал родоначальником царской династии. От этого оставленного около Лены потомство произошли якуты.

      0
      • кулумнуур
        кулумнуур 17 ноября 2009  

        скорее

        рюрюковичи произошли от нас, чем мы от рюрюковичей

        0
      • Тимур 17 ноября 2009  

        Тат-С

        6000 лет назад еще Тат-С то не было.
        Мне кажется, что тут не обошлось без гуннов. Генетический анализ останков хуннов показал присутствие у последних Тат-С. Как известно, после распада империи гуннов отпрыски Аттилы и другие знатные гунны встали во главе многих германских и славянских племен. Вот так и появилось Тат-С у Рюриковичей.

        0
  • Айаал 3 апреля  

    А вы знаете от чего произошло слово якут?
    От того что когда русские землепроходцы впервые вступили на землю саха они принесли с собой спиртной напиток и якуты говорили "Я кут,кут" тоесть наливай мне самогон(так моя мама говоритsmiling face with open mouth and tightly-closed eyes)

    0
  • сака 3 апреля  

    Осталось от империи ЧХ, как искаженное тюркское слово Һака=Үaka Mogol Ulu Us. Все рядом проживающие тунгусы знали наших предков и называли Яко Гир=племя Йака. Впрочем и русские явно знали куда шли, так сами были западным улусом ЧХ.

    Цитата:
    Галымжан 13 ноября 2009

    я знаю

    Вы называте себя Саха (Saha). Как я заметил, ваше С соотвествует нашему, казахско-общетюркскому Ж (Jj). То есть Саха (Saha) - это Жаха (Jaha). Скорее всего, монголы называют вас Жахат, или Жахут; точно так же, как русских они называют Урусут (а мы казахи Орыс, урус), наше племя Керей монголы называют Кереит, и т.п. Так вот. Монгольское Жахут русские, скорее всего, переделали на Якут - это тоже не удивительно, ведь называли же русские реку Жайык как Яик (а ныне Урал), и таких примеров много. Вот так вот Саха превратился в Якута :)


    Прошло всего 8 лет, а уже изменили, то что историки не могли раскрыть 300 летface with tears of joyface with tears of joy

    0
  • Таза қазақ 3 апреля  

    Слово "якут"-тюркское. Как правильно написал один казах, это слово переделанный в начало с буквы "ж" на букву "я". Например, на казахском языке "Жайык"-яик, (красный)жар-яр; жаксы-якши.. до сих пор некоторые тюркских языках вместо "ж" употребляется буква "я"(и+а). Получается слово "якут-жакут"-блистающий шерсть. Наверное у якутов названия от своего одежды. Ведь одежда шитая с шерсть, кожи оленей зимой всегда блестит под солнцем.. к тому же там всегда снежная природа. Получается якуты-люди которые ходят с блестящей оленей шерсти. Не просто же русские колонизаторы вторглись в якутию. Их интересовал первый очередь-бесценные шерсти, шкура золотых оленей..

    0
  • Туран 3 апреля  

    Названия "якут"наверное дали первоприходцы-казаки. А те времена казаки еще сохранили быт и образ жизни вольных тюрков. Потому и слово "якут"можно перечислить к ряду тюркского языка, как жасак-ясак, жасауыл-ясаул, жамшик-ямщик, жар-яр, жакут-якут, жайык-яик.. А само названия народа "саха"думаю.. из незапамятных времен... с времен сак-скифских...

    0
    • саксаксак
      саксаксак 3 апреля  

      Туран, нет ЧХ был родом из Йака Могул это общеизвестное историческое утверждение Плано Карпини, потому ЧХ был сахаязычным, а не халха-монголом как это утверждали советские историки. Язык суржик в степи исказил этноним Саха на Йаха.
      Казахам самим решать и принимать решение был ЧХ тюркоязычным саха или халха-монголом.

      0
  • кас 3 апреля  

    Э ,опять нам суют слово якут . Как не поймете то ,сейчас ни один саха не скажет по якутски - МИН ЯКУТПЫН. Это абсурд.Потому что нету слова якут в якутском языке,у какого-то другого народа может и есть это слово ,но не у саха.

    По якутски кто нибудь здесь говорит или нет ? разве дедушки бабушки наши говорили - мин якутпын ? или - биһиги якуттарбыт ?
    Вы имейте голову и мозги хотя бы. Не говорили наши предки - мин якутпын.Что за идиотизм и маразм .

    Помню , в старики и детишки деревне смеялись когда говорили - якут . Это не якутское слово.

    0
    • саксаксак
      саксаксак 5 апреля  

      кас, они не суют, они так выговаривают Һаха=яха. ЧХ скорее всего говорил на казахском наречии. Впрочем у западных тюрков тоже С=Я. Саҥа Сэрии=Яна Чэри=Янычар-новое войско.
      Казаки написали донесение царю об якольском народе, оттуда согласно славянскому языку Яка стал Якот=Якут.

      0
  • односельчанин 5 апреля  

    Если кто-то сомневается ,что слово якут неговорят саха, чскажите по якутски в деревне на улице собрав народ - " Мин якутпын " . В тебя плюнут или будут дети кидать камнями и скажут что за дурак приехал к нам .

    0
  • Могул
    Могул 5 апреля  

    Да, рассуждение казахов относительно происхождения слова якут, на основе казахского языка, кажется имеет быть правильным. Почему?
    1. они живут западнее чем сами якуты. Поэтому они имели более раннее общение ч русскими, поэтому они сами могли быть в рядах казаков.
    2. Среди казахов и поныне живут Бекетовы. Поэтому думается БЕКЕТ может быть атаманом казахского происхождения. А он, как мы знаем, считается первым кто, основательно внедрился среди саха, он де сам единолично поставил якутский острог.
    Пришел , увидел, объясачил и поставил... Как это похоже на тех товарищей казахов, которые отписываются тут.
    Так что Бекетов однозначно был казахом.

    0
  • Чаллаа 5 апреля  

    Вот почему турков и казахов более- менее похоже называют другие народы похоже на их самоназвание?Так и у нас это слово скорее от эвенков:саха-ьаха-йаха.А казаки уже добавили цы.Получились якольцы,потом уже якутами стали назвать

    0
  • Чаллаа 5 апреля  

    Вообще то в книге Пищальники не пищат написано как получилось с нашего самоназвания слово якут.Именно так как я выше описал

    0
  • сельчанин 5 апреля  

    Ну в послушайте как говорят сами люди саха во всех улусах . Если есть уши у вас послушайте , говорят то - мин Сахабын, а не мин якутпын или якобын.Вы не саха если себя называете яко.
    По вашему значит все саха кто живет в Якутии во всех улусах и их предки - неправильно выговаривают, а вы правильно ?
    в
    По вашему надо говорить йака или якут ,а почему то народ говорит - саха. Кто здесь прав? мне кажется народ прав ,чем вы.
    Как то уже вызываете подозрение к подтасовке фактов . Пусть вмест саха и эвэнки жили ,но из этого не значит что саха были якуты . Наше тюркское название именно - саха. А эвэнки и другие тунгусы имели полное право по своему называть - ,поэтому и назвали нас - яко якуты. У вас такое самомнение ,будто другие не имет права на свой язык.

    И в этой ситуации вы должны ,если саха,должн утверждать - что наше название изначально было саха. Не может народ и его предки ошибаться выговаривать.Какое позорище.

    0
    • nikoh
      nikoh 13 апреля  

      сельчанин, По одной из версий сторожил народов ( саха,тунгусов,чалдонов, ленских крестьян (якутов именно) ) самоназвание ЯКУТ произошло от ИИЙ-КУТ (душа матери ) появилось оно во времена прихода первых казаков на земли народа САХА ( УРААНХАЙ) казак идущий в поход не имел право брать жену и скарб с собой ,по этому когда кто то из казаков оседал в острогах брал в жены местных женщин (в данном случае из народа САХА) у них рождались дети вот их старейшины народа САХА и звали ИИЙ-КУТ (душа матери ) в дальнейшем когда появились амбарные книги (ясачные ) ясак брали именно с ИИЙ-КУТОВ(записывая в амбарных книгах якут )(сбор ясака возможен был только с безземельных крестьян(ленских безземельников якутов) которые жили только охотой но вели оседлый образ жизни, c народа САХА в полной мере это не возможно было сделать так как вели кочевой образ жизни )( Это из сказаний казачьих общин Сибири ) (так произошли такие народы как гураны (славяне -буряты ) албазинцы (славяне -китайцы) чалдоне ( славяне - тунгусы ) камчадалы (славяне -юкагиры )(PS буду рад услышать мнение этнографов Республики Якутии-САХА) даже в названии идет издревле разделение !!!( были еще янские казаки которые волею судьбы были полностью ассимилированны народом САХА и утратили язык как носители (русский))

      0
  • nikoh
    nikoh 13 апреля  

    по одной из версий сторожил народов ( саха,тунгусов,чалдонов, ленских крестьян (якутов именно) ) самоназвание ЯКУТ произошло от ИИЙ-КУТ (душа матери ) появилось оно во времена прихода первых казаков на земли народа САХА ( УРААНХАЙ) казак идущий в поход не имел право брать жену и скарб с собой ,по этому когда кто то из казаков оседал в острогах брал в жены местных женщин (в данном случае из народа САХА) у них рождались дети вот их старейшины народа САХА и звали ИИЙ-КУТ (душа матери ) в дальнейшем когда появились амбарные книги (ясачные ) ясак брали именно с ИИЙ-КУТОВ(записывая в амбарных книгах якут )(сбор ясака возможен был только с безземельных крестьян которые жили только охотой но вели оседлый образ жизни, c народа САХА в полной мере это не возможно было сделать так как вели кочевой образ жизни )( Это из сказаний казачьих общин Сибири ) (так произошли такие народы как гураны (славяне -буряты ) албазинцы (славяне -китайцы) чалдоне ( славяне - тунгусы ) камчадалы (славяне -юкагиры )

    0
  • 123 13 апреля  

    Якут название чуждо для саха, это просто кличка и не стоит на неё обращать внимание. Я Саха.

    0
    • Пилигрим 17 апреля  

      123, а что обозначает Саха ведь вы же разные народы когда то объединённые давайте разберём значение слово Саха

      0
      • Быйанг
        Быйанг 17 апреля  

        Пилигрим,

        Это вы разные племена, а мы один народ - Сах саҕаттан = С начала времен. С начала времен когда люди ощутили себя людьми и одним народом, Сах саҕаттан - это = со времен шумеров (сүүмэр)

        0
  • восва_я
    восва_я 17 апреля  

    всякая чушь---)

    0
  • Быйанг
    Быйанг 17 апреля  

    Нету тунгусского народа и никогда не было народа тунгусы. Тунгусы - это много разных мелких племен, семей живущих по отдельности за счет охоты и разведением оленей. А после того как создали СССР их всех собрали в один народ - эвенки (Эбэнки)

    0
  • ! 17 апреля  

    Сах - Начало.

    0
  • гость Вчера, 21:17  

    Якол и якут так называют в Китае эвенков. Эвенки проводники казаков первопроходцев направляли в Китай, туда где на большой реке ходят корабли большие с пушками к своим сородичам другим эвенкам т.е. к яколцам. Нашли казаки нас и прозвали якольцами почти как народы Америки индейцам.

    0
  • Это Вчера, 22:40  

    ЭТО ИСКОННО РУССКОЕ СЛОВО "ЯКУТ"!!! Даже СтароРусское слово! ((( Многие Русские незнают что оно означает но местности со старыми называниями Якут,Якутино,Якутин, Якуты итд.. очень много! На западной России. ((( Казаки они назвали нас. Может в Архиве есть почему они нас так называли.

    0
  • В БелоРусии Вчера, 22:48  

    Есть горы "Якуты" есть там офигенная горнолыжная база с названиям " Якутские горки". Так что вопросы Русским Историкам задавайте! Не играйте тут "угодай мелодию!"

    0
Ответ на тему: почему никто не размышляет о происхождении слова "якут"
Введите код с картинки*: 
Авторизуйтесь чтобы не вводить код каждый раз.
* Код состоит только из русских букв (кириллицы), если совсем непонятно, кликните на картинку — выйдет новый код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания